Чурбанова С.М. О развитии творческих возможностей ребенка в ранние периоды жизни (к 25-летию Центра эстетического воспитания детей «Золотой петушок»)

Аннотация

В статье анализируется значение ранних периодов жизни ребенка для развития воображения, появления оригинальных творческих идей, свободы самовыражения в достойных личностных поступках. С позиций Л. С. Выготского осмысливается огромное значение детства, возрастной восприимчивости в возникновении воображения и начала формирования творческих способностей через обучение и воспитание ребенка. Показана роль эстетического воспитания для полноценного становления личности, не менее ценного, чем труд и учебная деятельность детей. Автор обраща-ется к 25-летнему опыту, накопленному в учреждении дополнительного образования «Золотой петушок», и отмечает, что талантливые педагоги активно развивают детское воображение в процессе эстетического воспитания, опираясь на различные виды и практики творческой деятельности, игру, «образцовые» формы культуры, представленные в основах традиционного русского фольклора. Отмечается также, что успешное решение задач эстетического развития дошкольников, испытывающих трудности в поведении и в сфере общения со сверстниками, стало возможным на основе творческого договора о сотрудничестве Центра эстетического воспитания детей «Золотой петушок» с кафедрой возрастной психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

Фрагмент статьи

Равнодушно проходя мимо детской фантазии, забывая, что истоки творческой личности надо искать в первых проявлениях воображения в ранние периоды жизни ребенка, взрослые упускают возможность развития этой важной человеческой психической функции в дошкольном возрасте, поэтому совершенно нелепо ждать оригинальных творческих идей и по-настоящему достойных поступков у подростков или взрослых, трудно найти пути к творческой свободе: в словах, чувствах, мыслях, самовыражении…

Благодаря воображению человек проникает сквозь завесу привычных схематических представлений, поэтому нет такой области деятельности, где этот процесс не играл бы значительной роли. Значение воображения, по мнению самого выдающегося детского психолога – Л. С. Выготского (которого называли Моцартом в психологии), – очень велико, так как «весь мир культуры, в отличие от мира природы, – все это является продуктом человече­ского воображения и творчества, основанного на этом воображении».

Начиная с трехлетнего возраста, ребенок проявляет особый интерес к воображаемым, отсутствующим в конкретной наглядной ситуации объектам. Известно, что при построении фантастических комбинаций дети успешнее комбинируют представляемыми объектами, чем реально воспринимаемыми, что позволяет считать, что ребенок как бы обладает особым «состоянием ума», при котором реальное и воображаемое еще не вполне расчленяются. Согласно О. М. Дьяченко, к 6–7 годам складывается механизм свободного включения отраженного в образе восприятия элемента действительности в самые различные комбинации образов воображения, обнаруживая элементарные уровни проявления творческих способностей ребенка, обеспечивая появление наиболее оригинальных решений. Как отмечает З. В. Денисова, детям также свойственна многозначность толкования образов воображения, реализуемых в рисунках; одни и те же каракули представляются ребенку то «самолетом», то «Бабой Ягой», то «скачущим зайчиком» и т.д. Наблюдения показывают, что воображение свойственно детям с выраженной целостностью восприятия. Элементы творчества при зарисовке геометрических фигур, их «опредмечивание» с последующими дополнениями и украшениями изображения встречаются преимущест­венно у детей с синтетическим способом рисования, т.е. при целостном воспроизведении комбинации, без четкого дифференцирования окраски, а иногда и формы ее отдельных составляющих.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО".

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

ранние периоды жизни, развитие воображения, развитие личности, возрастная чувст­вительность, «возрастная одаренность», обучение и воспитание ребенка, игровая деятельность, эстетическое воспитание, русский фольклор, дошкольники с трудностями в поведении и в сфере общения