В Якутске состоялся XIII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Я) «Образование и общество: интеграция во имя ребенка» для определения стратегии развития образования на период до 2030 года. В течение пяти дней делегаты участвовали в круглых столах, форумах, панельных дискуссиях, посетили мастерские и мастер-классы, актовые лекции ученых, финалистов и победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет.
В Государственном театре оперы и балета имени Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона состоялось пленарное заседание XIII съезда учителей и педагогической общественности: «Образование и общество: интеграция во имя ребенка». Участниками выступили делегаты XIII съезда учителей и педагогической общественности, депутаты, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представители прессы.
Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Галина Иннокентьевна Данчикова в своем вступительном слове обозначила ключевую идею съезда в призвании задать вектор развития образования на перспективу до 2030 года, обеспечении постановки перспективных личностно и общественно значимых целей социального, культурного и экономического развития республики через образование. Она отметила, что во все времена лучшие умы человечества, подчеркивая первостепенную значимость учителя, рассматривали его труд как самый благородный, ответственный, определяющий будущее людей и общества.
Министр образования Республики Саха (Якутия) Феодосия Васильевна Габышева в своем обращении предложила делегатам совместно обозначить новые целевые ориентиры, предложенные в Образовательной инициативе «Образование, открытое в будущее». Она подчеркнула, что стратегическая цель современного образования – курс на максимально полное развитие человеческого потенциала. Достижение этой цели возможно планировать исключительно в долгосрочной перспективе, соподчиняя ей более локальные задачи, консолидирующие усилия государственной власти республики, общества, каждого жителя. При этом главным условием выступает ключевое требование – сегодняшние выпускники школы должны стать субъектами собственной деятельности.
Обратившись к присутствующим, Феодосия Васильевна внесла предложение о создании сети проектно-ориентированных образовательных организаций «Дальневосточный форпост». Тогда, по ее мнению, сообща решались бы задачи модернизации содержания образования на основе проектных задач опережающего социально-экономического развития региона, вовлекая в их разработку производственные объединения на кластерной основе.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов поделился сравнительными результатами национальных исследований качества образования. Он отметил, что в целом на федеральном уровне качество образования неплохое, но требует разрешения некоторых вопросов, а именно обеспечения формирования и развития единого образовательного пространства и принятия эффективных управленческих решений, позволяющих повысить качество образования в стране. Одной из ключевых проблем развития общероссийской системы оценки качества образования, сообщил он, является недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур и механизмов оценки качества образования и индивидуальных достижений, реализуемых на федеральном и региональном уровнях.
Директор специальной (коррекционной) начальной школы – детского сада №3 г. Нерюнгри Елена Александровна Ковальчук в своем выступлении пояснила, что качественная организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья требует ранней диагностики и ранней помощи детям данной категории. В образовательном пространстве республики, по ее мнению, должна функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной коррекционной и психологической помощи детям с отклонениями в развитии, то есть в каждой образовательной организации необходим коррекционный блок, функционирующий параллельно с общеобразовательным.
Эксперт-консультант Всемирного банка, директор по учебной части детского сада для детей в возрасте до 3 лет «Маленькая Вселенная» в Копенгагене Якоб Крузе пояснил работу дошкольных образовательных учреждений в Дании, раскрыл восприятие того, какая культурная среда должна быть в детском саду и какие условия должны быть созданы для достижения этой цели. Диалог между педагогом и родителем, считает он, должен быть открытым, одобрительным и доверительным. Цель этого диалога – создать безопасную и доброжелательную среду с тем, чтобы дети могли выражаться свободно. И этого можно достигнуть лишь в тесном сотрудничестве.
В рамках XIII съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) «Образование и общество: интеграция во имя ребенка» состоялась панельная дискуссия «Эффективное управление системой дошкольного образования РС (Я) в условиях вариативности и многообразия форм», которая собрала около 50 педагогов дошкольного образования. В круге основных вопросов были обсуждены показатели и критерии эффективности услуг дошкольного образования, государственно-общественного управления образованием, информационной открытости, консультационного и методического сопровождения развития системы.
В совокупности эти вопросы напрямую связаны с повышением качества и эффективности услуг дошкольных организаций, в том числе и альтернативных форм, обеспечением доступности и открытости информации об их деятельности по результатам самообследования. На республиканском уровне система оценки качества находится на стадии становления. Критериями мониторинга качества дошкольного образования являются показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту, показателями официальных статистических наблюдений за доступностью дошкольного образования, а также результатами обследования и самообследования дошкольных организаций.
Участники отметили необходимость разработки общих (модельных) критериев мониторинга качества дошкольного образования, позволяющих при сохранении вариативности в формах и методах обеспечивать единство образовательного пространства для детей дошкольного возраста в Республике Саха (Якутия).
В виде приоритетного инструмента оценки качества дошкольного образования предлагается применение международного инструмента ECERS (адаптированная версия Шкалы рейтинговой оценки среды развития детей раннего возраста). Шкала является универсальным международным инструментом, оценивающим как среду, так и взаимодействие «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок». Инструмент не проводит прямой оценки ребенка и не измеряет достижения ребенка, что соответствует основным идеям ФГОС ДО. Особенность шкалы ECERS – ее надежность: все индикаторы прописаны очень ясно, поэтому все, кто использует инструмент или результаты оценки, понимают, о чем именно идет речь.
Практики отметили, что подходы к мониторингу качества дошкольного образования в РС (Я) должны быть многоуровневыми, в соответствии с распределением полномочий: региональный, муниципальный и уровень дошкольной организации.
Обобщенное понятие качества образования представлено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ как комплексная характеристика образовательной деятельности…, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам… и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Шкала оценки окружающей среды в учреждениях дошкольного образования. ECERS фиксирует три стороны образовательной среды: время (организация дня); люди (взаимодействие педагога с детьми и родителями); пространство. Всего шкала включает 43 параметра, по каждому из них можно получить от 1 до 7 баллов, причем тщательно прописаны индикаторы признаков, по которым наблюдатель может четко определить, какой именно балл им соответствует. Это делает шкалу высоконадежной, а качественную оценку детского сада – максимально объективной. В настоящее время она используется в Великобритании, Сингапуре, Германии, Швеции, Финляндии и других странах.
На территории России исследование проводится в трех регионах: г. Москва, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский округ.
В ходе реализации проекта в республике исследование будет осуществляться три раза.
Для проведения исследования ECERS в Республике Саха (Якутия) выбраны 68 дошкольных образовательных организаций из 24 муниципальных образований и городских округов. Назначены 53 ответственных за проведение исследования, которые прошли обучение на семинаре по проведению базового исследования (преподаватели: кандидат педагогических наук Т. Н. Леван, доцент Московского городского педагогического института, и кандидат педагогических наук Т. Г. Шмис, специалист в области образования Московского представительства Всемирного банка).
На данный момент идет работа по подведению итогов исследования, в декабре после республиканского семинара будут опубликованы данные о стартовых показателях качества дошкольного образования в Республике Саха.
Руководители ведущих дошкольных учреждений Японии и Дании встретились с участниками ХIII съезда учителей и педагогической общественности. С коллегами из Якутии они поделились опытом в воспитании дошкольников.
Видеопрезентацию детского сада «Фудзи» в городе Токио, который признан одним из самых красивых и инновационных дошкольных учреждений в Японии, провел его директор Секиити Като. «Наша основная цель – воспитать счастливого, самостоятельного и самоорганизованного человека, который будет способен строить свою жизнь», – говорит господин Като.
Одной из основных задач в воспитании, по словам директора японского детского сада, является создание естественной окружающей среды для детей: «Мы стараемся создать для ребенка ситуацию, чтобы он самостоятельно мог понять, что ему нужно сделать. Так, например, в современном мире, где все автоматизировано, в нашем детском саду мы используем самые обычные двери и выключатели. Чтобы ребенок делал это своими руками, без использования сенсорной техники».
Второй этаж детского сада – это низкая, надежно огражденная крыша, на которой практически нет объектов. По словам господина Като, такой дизайн постройки позволяет детям свободно перемещаться, играть на свежем воздухе и замечать природу. «Все это дарит ребенку ощущение радости и веселья», – говорит он. Территория дошкольного учреждения разделена на определенные зоны. У воспитанников есть возможность самим выращивать овощи и растения.
Об использовании естественной окружающей среды в воспитании также рассказал руководитель детского сада из столицы Дании Копенгагена и эксперт Всемирного банка Якоб Крузе. На встрече с делегатами съезда присутствовал и.о. директора Института информационных технологий в образовании ЮНЕСКО Александр Хорошилов.
Ваша корзина пуста