ISSN 1997-9657
       

Курочкина И.Н. Обучаем дошкольников правилам речевого этикета

Фрагмент статьи

Что такое «речевой этикет»?

Известно, что этикет – это порядок поведения, принятый в обществе. Как сложное общественное образование он обладает структурой, группирующей поведенческие правила в зависимости от того, к какой социальной группе, к какой жизненной ситуации те относятся, а также какими средствами выражается уважительное отношение людей друг к другу.

Словосочетание «уважительное отношение» принципиально важно, ибо этикет, в конечном итоге, создан для того, чтобы у человека была возможность не только чувствовать, но и проявлять такое отношение, привлекать людей к общению приятностью манер, внешнего вида, речи, голоса и т. д.

Разумеется, никуда не деть многовековую принадлежность этикета к высшим слоям общества, когда-то единственно способным, в силу своего социального и материального положения, изучить и взять на вооружение в поведении правила этикета. Однако не только представители высшего света способны соблюдать эти правила. В настоящее время этикет чрезвычайно демократичен. И для того, чтобы он стал руководством к поведению, к стилю жизни и отношению к миру и обществу, нужно всего лишь желание.

Речевой этикет – это совокупность правил, опирающихся на речевые средства проявления уважения к людям. Как структурное подразделение он является формой этикета и взаимосвязан с неречевой формой. Например, собеседники соблюдают правила речевого этикета, высказывают этикетные формулы приветствия, комплимента, отстаивают свою точку зрения и т. д. Однако и правила неречевого этикета присутствуют в беседе, поскольку собеседники могут сидеть за столом, стоять, на что-то опираться, при этом определенным образом держа руки и корпус тела, могут действовать предметами.

Речевой и неречевой этикет не стоит разделять в поведении человека, да и не получится. Но во время освоения правил этикета, анализа поведения, собственного или других людей, мы проводим между ними разделительную черту. Поскольку многое в нашей жизни делается при непосредственном участии слова, желательно овладеть правилами речевого этикета. Владеть речевым этикетом – значит:

  • знать основные правила речевого этикета, например: правила приветствия, знакомст­ва, высказывания критического замечания, комплимента, ведения спора, дискуссии, собрания, выступления с докладом или сообщением и др.;
  • осознавать, что для развития доброжелательно-уважительных деловых и личностных отношений с людьми необходимо соблюдение речевого этикета, т. е. порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;
  • обладать умениями и навыками по выполнению правил речевого этикета, например, уметь определить нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, интонационное разнообразие, создавать сочетание формулы речевого этикета с мимикой, жестами и позами;
  • соблюдать правила речевого этикета, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Культура речи или речевой этикет?

Культура речи – это выраженное в слове достижение человеческого общества, выработанное как необходимость для общения и самовыражения. Специалисты-филологи (И. Б. Голуб, М. Р. Львов, Л. И. Скворцов, Д. Э. Розенталь и другие) отмечают разнообразие определений понятия «культура речи», обусловленное языковой теорией и практикой, а также подходом к речи как к деятельности и как к продукту деятельности.

Исходя из разных подходов, М. Р. Львов в книге «Риторика. Культура речи» дает несколько определений этого понятия. Культура речи – это:

  1. «Свободное и безошибочное владение произносительными механизмами, готовность памяти, обеспечивающая моментальный и нужный подбор слов, отсутствие дефектов произношения, развитие речевого дыхания и голоса, богатая и послушная логическим законам мыслительная основа речи»;
  2. выбор и использование средств языка – «фонетических, лексических, грамматических связей в предложении и в компоненте текста»;
  3. «Соблюдение законов жанра, разрешение поставленных в речи проблем», умение красиво и уверенно держать себя перед публикой.

В первом определении речь рассматривается как деятельность, процесс, во втором – как продукт или текст (устный и письменный), в третьем – как ораторское искусство.

Распространено справедливое убеждение, что культурная речь обладает рядом достоинств, которые она может приобрести, если ее носитель отлично владеет родным языком и высокой внутренней культурой. Среди этих достоинств: свобода выражения мысли, понятность, логичность, правильность, словарное богатство, разнообразие синтаксических конструкций, литературность, выразительность, образность, красота, голосовые и интонационные нюансы, уместность стиля, отсутствие речевых ошибок, штампов и канцеляризмов, соблюдение вежливости и этикета.

Речевая форма этикета является не только значительным структурным подразделением поведенческого порядка, но и важным инст­рументом речевого общения. Соблюдение его правил необходимо личности, желающей владеть речью в той степени, при которой она характеризуется как культурная. Чтобы это соблюдение стало органичной потребностью личности, следует уже в дошкольном возрасте, когда закладываются личностные основы, обучать детей правилам речевого этикета.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.