ISSN 1997-9657
       

Гросул Н.В. Обучение в творчестве

Фрагмент статьи

Отношение к детскому изобразительному творчеству противоречивое. Одни считают его примитивным, не имеющим эстетической ценности. Другие признают искусством. Отсутствие ясности в понимании этого вопроса негативно сказывается на содержании и методах в педагогике искусства.

Вышедшая в 1969 году книга В. С. Щерба­кова «Изобразительное искусство. Обучение и творчество» содержит в себе очень много ключевых проблем, непосредственно связанных с руководством изобразительным творчеством детей. Автор, являясь блистательным художником-педагогом, перед самим собой и перед читателем ставит вопросы: что является предметом обучения – техническая или творческая сторона его? Каким образом в учебном процессе они сочетаются и на какой основе? Говоря о выразительности детского рисунка, В.С. Щербаков обращает особое внимание на подходы педагога к творчеству детей и пишет о том, что «выразительность детского рисунка может стать предметом особого изучения, наблюдения и педагог обязан продумать систему особых педагогиче­ских приемов, чтобы наиболее полно развить ее в детском изображении».

Известный деятель в области отечественной педагогики В. П. Вахтеров на страницах своей книги «Основы новой педагогики» еще в начале ХХ века на основе проведенного социологического обследования в городских и сельских школах делает вывод о том, что способность к рисованию является «преобладающей способностью детства».

Оценивая детские рисунки разного возрастного периода, руководитель детских художественных изостудий города Ленинграда С. Д. Левин в книге «Ваш ребенок рисует» пишет, что рисунок маленького ребенка, несмотря на свою неумелость, обладает такой силой обаяния, выразительности, которая подчас нелегко дается профессионалу. Говоря об одаренных детях, С. Д. Левин также придерживается мнения, что способных к рисованию во много раз больше, чем принято думать. Обладание художественными задатками в раннем детстве, скорее, правило, чем исключение.

Исследование психолога В. С. Мухиной «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта» и другие ее работы раскрывают не только основные вопросы теории детского изобразительного творчества, но и затрагивают другие проблемы, напрямую связанные с этим видом дет­ского творчества. Основываясь на обширных экспериментальных данных, В. С. Мухина, расценивает детское графическое творчество как документ эпохи.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.