В статье рассматривается проблема вариативности примерных образовательных программ дошкольного образования. Обосновывается идея о том, что многообразие образовательных программ способствует повышению качества дошкольного образования и его доступности. Затрагиваются проблемные точки и анализируются позитивные моменты внедрения вариативности в систему дошкольного образования, которые позволили автору прийти к выводу, что вариативность дошкольного образования максимальным образом обеспечивает возможную степень индивидуализации образования, делает образовательный процесс «человекоориентированным», формирует его как взаимосвязанную деятельность участников образовательных отношений по достижению целевых ориентиров дошкольного образования в условиях выбора содержания, средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования. Автор дает обобщенные характеристики примерным образовательным программам, которые на сегодняшний день разработаны и/или переработаны под требования ФГОС ДО.
Анализ существующих ныне программ дошкольного образования, обновленных и вновь созданных, показал их большое разнообразие и вариативное содержание (при соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования).
Проблема вариативности образовательных программ сегодня приобретает особую значимость для всей системы образования в России. Основы личности, заложенные в дошкольном детстве, станут фундаментом всей жизнедеятельности человека, поэтому сейчас такой акцент делается на качестве дошкольного образования, огромное влияние на которое оказывают те программы, по которым осуществляют свою деятельность дошкольные образовательные учреждения.
Было время, когда мы все работали по одной единственной программе и педагоги неукоснительно соблюдали ее требования. При таком подходе не оставалось места для разнообразия и творчества. Сейчас ситуация изменилась. Новый «Закон об образовании в Российской Федерации» на законодательном уровне разрешил использовать вариативные программы. Педагогам стало интереснее работать, появились возможности для творчества. Родители теперь могут выбирать детский сад с теми программами, которые соответствуют интересам их детей.
Не обошлось без проблемы – программ стало слишком много, педагогам сложно ориентироваться во всем этом многообразии и делать выбор, поэтому требования ФГОС ДО к программам, дающие четкие ориентиры того, какой должна быть программа дошкольного образования, были восприняты педагогическим сообществом как позитивный момент.
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"
1. Вдохновение: Примерная основная образовательная программа / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Национальное образование, 2014. – 192 с.
2. Детский сад – Дом радости: Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н.М. Крылова. – М.: Сфера, 2014. – 264 с.
3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
4. Диалог: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. О.Л. Соболевой. – М.: Дрофа, 2013. – 864 с.
5. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
6. На крыльях Детства: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ИД Карапуз, 2014. – 202 с.
7. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 333 с.
8. Первоцветы: Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Коллектив авторов под руководством Н.В. Микляевой. – М.: Аркти, 2014. – 252 с.
9. Приказ №1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
10. ОткрытиЯ: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е.Г. Юдиной. – М., 2014.
11. Детский сад по системе Монтессори: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е.А. Хилтунен; [О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен]. – М.: Национальное образование, 2014. – 186 с.
12. Тропинки: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. В.Т. Кудрявцева. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 170 с.
13. Золотой ключик: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Г.Г. Кравцова. – М.: Левъ, 2014. – 168 с.
14. Миры детства: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под редакцией Т.Н. Дороновой. – М.: ФГАУ ФИРО, 2014.
15. Мир открытий: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с.
16. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / Авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева. – М.: Русское слово – учебник, 2014. – 464 с.
17. Березка: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. В.К. Загвоздкина, С.А. Трубицыной. – М., 2014.
18. Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.
19. Разноцветная планета: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е.А. Хамраевой, И.В. Мальцевой. – М.: Ювента, 2014.
20. Успех: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Н.В. Федина и др. – М.: Просвещение, 2015. – 235 с.
21. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
дошкольное образование, образовательные программы дошкольного образования, примерные программы дошкольного образования, вариативность дошкольного образования, вариативность образовательных программ
Ваша корзина пуста