ISSN 1997-9657
       

Загвоздкин В.К.  Опыт развития свободной игры в вальдорфских детских садах в контексте ФГОС дошкольного образования

Аннотация

В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования актуальным становится изучение теории и практики гуманистических концепций дошкольного образования, в рамках которых имеется богатый опыт практической реализации таких центральных положений стандарта дошкольного образования, как поддержка детской инициативы, свободной игры, работа по освоению содержания образовательных областей в рамках детских видов деятельности, создание условий – благоприятной социальной и предметно-пространственной среды, способствующей развитию. В предлагаемой статье рассматриваются теоретические основания свободной игры, психология игры – взгляды Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, педагогика свободной игры в вальдорфском детском саду и развивающие эффекты свободной игры. Показано, как в свободной игре практически осуществляется не только поддержка детской инициативы, но и может реализовываться работа в пяти образовательных областях в контексте повседневной жизни детей. Элементы педагогики вальдорфских детских садов могут быть использованы в практике массовых российских детских садов в контексте внедрения ФГОС дошкольного образования.

Фрагмент статьи

1. Вальдорфская дошкольная педагогика в контексте ФГОС дошкольного образования

Одним из центральных положений ФГОС дошкольного образования является создание социальных и материальных условий для поддержки детской инициативы, выбора ребенка, спонтанной игры, обогащения игры, обеспечения игрового времени и пространства. В то же время стандартом определено содержание программы, связанное с пятью образовательными областями – коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим и физическим развитием. Планируемые результаты понимаются во ФГОС как целевые ориентиры и содержат как общепсихологические и физические характеристики развития, так и содержательные аспекты, связанные с образовательными областями. Все это выдвигает перед дошкольными организациями задачи, решение которых связано с освоением и реализацией инновационных подходов к педагогике раннего и дошкольного детства, отказом от ведущей роли взрослого и переходом к парадигме со-трудничества, от доминирования занятий по заранее заданным сценариям к примату деятельности, инициированной самими детьми, к поддержке детской инициативы, в ходе которой решаются одновременно несколько задач развития.

В этом контексте актуальным представляется изучение опыта дето-центрированных гуманистических концепций дошкольного образования, признанных в международном сообществе и осваиваемых в нашей стране. Адаптация лучших образцов международного опыта является широко распространенным в мире путем развития национальных систем образования, подходящим и для нашей страны. В данной статье мы рассмотрим общие положения о принципах формирования программы, а также психологию и педагогику свободной игры в вальдорфском детском саду.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Собр. соч. Т.2. С. 453–454.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в пси­хическом развитии ребенка. Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. А. И. Герцена. http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200500510
3. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад. – М.,1992.
4. Загвоздкин В.К. Вальдорфский детский сад. – СПб., 2007.
5. Ливехуд Б. Фазы развития ребенка. – Калуга, 1998.
6. Смирнова Е.О. Истоки отзывчивости // Загвоздкин В.К. Вальдорфский детский сад. – СПб., 2007.
7. Федеральный государственный стандарт дошкольного образо­вания
http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_154637/?frame=1
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.
9. Barz H. Der Waldorfkindergarten. – Belz, 1990.
10. Britz-Crecelius, H. Kinderspiel – lebensentscheidend. – Stuttgart, 1982.
11. Grьnelius, E. Die Willensnatur des Kindes im ersten Lebensjahrsiebt. – Menschenschule. – N5, 1974.
12. Jaffke, F. Spielen und arbeiten im Waldorfkindergarten. – Stuttgart, 1991.
13. Lingenauber, S. Einfьhrung in die Reggio-pдdagogik. – Bochum, 2009.
14. Piaget, J. Theorien und Methoden der moderne Erziehung. – Frankfurt/M, 1974.
15. Piaget, J. Nachamung, Spiel und Traum. – Stuttgart, 1996.
16. Reble, A. Geschichte der Pдdagogik. – Stuttgart, 1971.
17. Scheuerl «Das Spiel». – Belz, 1991.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

ФГОС дошкольного образования, свободная игра, вальдорфский детский сад, психология игры, педагогика игры, социальные условия, предметная среда, развивающие эффекты