ISSN 1997-9657
       

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Организация проектной деятельности в детском саду (окончание)

Фрагмент статьи

Как мы уже отмечали, существует три типа проектной деятельности: исследовательская, творческая и нормативная. В предыдущей статье мы рассмотрели своеобразие исследовательского проекта, теперь обратимся к творческой проектной деятельности.

Особенность творческой проектной деятельности состоит в том, что в ее ходе создается новый, творческий продукт. В то же время этой деятельности также свойственны все основные характеристики проектной деятельности – она не может быть выполнена прямым действием, предполагает анализ пространства возможного, связана с работой ребенка над собственными смыслами (мотивами участия в проектной деятельно сти), в ней определяется адресат, которому будет предъявлен продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно (группой детского сада) или совместно с родителями. При этом, в случае когда выполняется коллективный проект, возникает особая ситуация: каждый ребенок предлагает свою идею проекта, для исполнения выбирается одна. Подобный выбор дается детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться не только отстаивать свою позицию, но и объективно ее оценивать, понимать, насколько его идея оказалась удачной в сравнении с предложениями других детей. Фактически речь идет о том, что ребенок должен преодолеть свойственный дошкольникам эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого), а значит, перейти на новый уровень интеллектуального развития.

Одним из существенных отличий творческого проекта от проекта исследовательского является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор главной идеи может занять 2–3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает готовых способов выполнения проекта. Поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого).

На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные запросы (например, оказание помощи пожилым людям) и т. д. Взрослым необходимо определить собственные смыслы предстоящих событий. Например, чтобы определить смысл праздника Новый год, нужно ответить на вопросы: «Кому он адресован?», «Что это такое для меня?», «Что будет, если не организовать этот праздник?». Если событие не значимо для педагога, то открыть смысл, ради которого его стоит организовывать с детьми, достаточно сложно.

На втором этапе работа организуется непосредственно с дошкольниками. Она направлена на то, чтобы раскрыть детские смыслы предстоящей деятельности. Например, если педагоги выяснили, что какой-либо праздник будет хорошим поводом для создания коллективного проекта, то следует рассказать о нем малышам и обсудить отношение детей к празднику. В ходе обсуждения создается ситуация, когда дети начинают делиться своими переживаниями по поводу предстоящего события.

Педагог должен подвести детей к идее, что это событие может стать основой коллективного проекта. Рассмотрим пример создания творческого проекта поздравления ко Дню святого Валентина педагогами ДОУ № 3 г. Новоуральска:

Воспитатель: Представляете, я зашла сегодня в магазин, а там невероятное столпотворение: и взрослые, и дети выбирают и покупают различные сувениры. Вероятно, скоро какой-нибудь праздник, а вы как думаете?

Поля: Да, ведь через три дня будет праздник – День святого Валентина. Мы с папой тоже выбираем подарок.

Воспитатель: Ребята, а что такое праздник, как вы его себе представляете?

Дети:
- это веселье;
- это подарки;
- это сладости;
- это хорошее настроение;
- это танцы и песни;
- это когда все здорово и все радуются.

Воспитатель: А кто кого поздравляет в этот день?

Дети: Влюбленные. Кого любишь, кто нравится, того и поздравляешь.

Илюша: А у меня детский садик любимый и группа наша.

Никита: Давайте мы тоже поздравляться будем.

Воспитатель: Давайте подумаем, как мы с вами можем поздравить детский сад.

На третьем этапе организуется работа по созданию идей. Для этого воспитатель предлагает каждому ребенку высказать мнение, как можно поздравить детский сад. При этом педагог (в случае если дети испытывают трудности) начинает первым: «Мне кажется, что можно вырезать гирлянды».

Агата: Я думаю, что на видео можно записать любимую песню человека и по телевизору ее исполнят. Мой дедушка так же поздравлял. Я считаю, что человеку будет очень приятно.

Сева: Я считаю, что самое лучшее – дарить что-то, в этот день всегда что-то дарят. Я предлагаю подарить свои самые любимые игрушки тому, кого ты любишь.

Коля: Я думаю, что можно по сказке показать театр – это будет весело.

Полина: Я думаю, что можно так поздравить: испечь съедобные валентинчики. Три дня хватит, чтобы испечь. Испечь из соленого теста тоже можно, но ими только любоваться можно, а из съедобного теста – это и приятно, и вкусно.

Саша: А я думаю, что лучше сделать концерт для садика. Это песни, танцы, чтобы было весело.

Оля: Я бы нарисовала открытку-валентинку. Я бы подарила по одной открытке родным, воспитателям и друзьям. В открытке будут пожелание и сердечки.

Катя: Я думаю, что можно принести любимую кассету и выучить танец. Это заставляет людей радоваться.

Никита: Можно подарить цветы. Мне кажется, что цветы – это лучший подарок.

Аля: Можно нарисовать картину – это красиво, всех будет радовать.

Для педагога важно уже по ходу высказываний отмечать для себя наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем (если дети их не воспроизведут), напомнить о них.

На четвертом этапе воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи.

Теперь дети должны подумать, что необходимо для реализации идеи.

На пятом этапе дети размещают свои рисунки на стенде. Каждый ребенок рассказывает о своем рисунке, а воспитатель и сверстники задают вопросы. В результате дошкольник должен понять, что отношение к событию сводится не к действию, а к продукту.

Например, если дошкольник хочет нарисовать валентинку для мамы, то обычно он считает, что сам факт того, что он это делает, достаточен для выражения своего отношения к маме. Ребенок должен понимать, для чего он делает проект. Только в этом случае у дошкольника возникает проектная задача – удержание смысла и поиск средства его выражения.

Узнать, имеет ли ребенок представление о смысле проекта можно, задав вопросы: «Где видно из твоего рисунка, что ты любишь маму?» или «А как мама догадается по рисунку, что ты ее любишь?». Подобные вопросы заставляют дошкольника переосмыслить свою идею, постараться выразить себя в ней. Педагог должен помочь детям обратить внимание на смыслы друг друга и показать, что каждый ребенок прав и его смысл очень важен. Поскольку обсуждение может проходить в течение нескольких занятий, у дошкольника появляется возможность доработать свою идею и качественно изменить содержание рисунка.

В заключение этого этапа выбирается одна идея, которая задает продукт творческого проекта. При этом выбор идеи осуществляется особым образом: каждому ребенку дается одна фишка, с помощью которой он «голосует» – кладет на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная, с его точки зрения, идея. Естественно, дошкольникам объясняется, что на свой рисунок положить фишку он не может, он должен ее «отдать».

В случае если два или более проектов получили одинаковое количество фишек, устанавливается очередность выполнения проектов (с помощью жребия). На практике, как правило, дети достаточно единодушны в выборе наиболее интересного проекта: если один проект самого начала получает несколько фишек, то и остальные дети отдают ему фишки.

Путем голосования выбрали следующую идею: испечь съедобные валентинчики. (Выбирая эту идею, дети говорили: это интересно, ведь вкусно, и сами будем готовить.)

После принятия этой идеи, дети начали рассуждать о том, как ее воплотить.

Катя: моя бабушка может сделать тесто, а мы здесь сделаем валентинчики, на кухню отдадим и нам испекут.

Надя: А давайте сами сделаем тесто, вообще все будем делать сами.

Шестой этап связан с информированием родителей. Идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд.

На седьмом этапе педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла. Для этого детей (в зависимости от содержания проекта) разбивают на рабочие группы (например, если организуется праздник, то одни дети рисуют, другие вырезают, третьи придумывают интересные номера и т. д.). Детям помогают взрослые, которые решают технические проблемы (помогают детям сшить костюм, найти материал необходимого цвета, записать стихотворение, которое сочинил ребенок, и т. д.).

На восьмом этапе педагоги продумывают возможности значимого представления полученного продукта. Если, например, дети пекут печенье, то воспитатели должны задуматься, как об этом можно рассказать другим (когда нужно делать фотографии, где их лучше разместить и др.). В противном случае дети просто съедят печенье, угостят кого-то и уже через месяц не смогут вспомнить о том, что было. Проектная деятельность предполагает социальную презентацию, которая направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его индивидуальных усилий для окружающих.

Если же подобной презентации не случится, то дети испытают положительные эмоции, но результаты их деятельности не войдут в культуру детского сада, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка, а следовательно, и на развитие его личности.

На девятом этапе проходит презентация продукта творческого проекта, которая может стать началом нового проекта – например, книги рецептов детей группы.

Творческая проектная деятельность важна тем, что в ней в наиболее полном виде представлены интересы ребенка. Одобряя такой проект, взрослый поддерживает уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулирует его познавательную активность, способствует повышению креативности за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов, предлагаемых сверстниками.Дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

Обратимся к нормативной проектной деятельности. Проект по созданию норм является чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку он развивает позитивную социализацию детей. Помимо того, что этот вид проектирования обладает всеми характеристиками проектной деятельности, он имеет ряд особенностей. Этот проект всегда инициируется педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.Нормативная ситуация – один из видов ситуаций. Под ситуацией мы понимаем исходные внешние обстоятельства, с которыми связаны возможности последующих действий или различных форм активности. При этом сами возможности, хотя и не всегда очевидны, но объективны именно как возможности.

Таким образом ситуация предстает как единица анализа, включающая в себя два компонента: внешние обстоятельства и возможности активности. В этом случае нормативная ситуация может быть легко понята как ситуация, в которой одна (или несколько) из возможностей выбрана в качестве культурной нормы и выступает в виде правила, в соответствии с которым нужно действовать в данных обстоятельствах. Фактически любая нормативная ситуация является по своей сути не только нормативной, но и ситуацией как таковой.

Анализ существующей в ДОУ практики образовательной работы показывает, что можно отчетливо увидеть два принципиальных подхода к нормированию жизни детей. В одном из них детям предоставляется максимальная свобода действий, а в другом – наоборот, жесткая детерминация и необходимость следования указаниям взрослых. Оба эти подхода страдают существенными недостатками. В первом случае, казалось бы, ребенок движется в пространстве возможностей и у него развивается креативность. Однако здесь существует ряд проблем. Одна из наиболее очевидных заключается в том, что свободное движение в пространстве возможностей не гарантирует общего уровня детского развития, необходимого при обучении в школе, где ребенок оказывается в ситуации предельной нормативности, вызванной существующей в системе образования жесткой логикой построения предметного содержания. Как крайность в решении этой проблемы выступает широко распространенное навязывание школьных программ дошкольному образованию. В этом случае ребенок, хотя и приобретает небесполезные навыки, лишен возможности самореализации и личностного роста в доступных ему формах. Возникает особая проблема становления детской личности в системе дошкольного образования, что особенно актуально для умственно одаренных дошкольников. Эта проблема связана с тем, что и свободное движение ребенка в пространстве возможностей, и приобретение школьных знаний не позволяют ребенку предъявить себя как личность в окружающем его социуме.

В одном случае вся его активность, хотя и носит индивидуальный характер, но не находит адекватных культурных форм, в другом – хотя она и культурна, но деиндивидуализирована. Именно поэтому возникает особая необходимость не только обеспечить «встречу» ребенка с культурой, но и дать ему возможность значимым образом проявить свою индивидуальность в культурной форме. Для этого ребенок должен не просто двигаться в пространстве возможностей, но и уметь оформлять результаты этого движения, создавая собственные культурные продукты.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.