ISSN 1997-9657
       

Прохорова С.Ю., Нигматулина Н.В. Организация работы с родителями в предшкольном образовании

Полный текст

Год, предшествующий поступлению ребенка в образовательное учреждение, очень важен в аспекте психолого-педагогического просвещения родителей. Родительское собрание является основной формой совместной работы родителей и педагогов, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности детского сообщества и воспитания детей.

В своей работе мы использовали разнообразные формы проведения родительских собраний:

  • собрание-консилиум – обсуждение актуальной темы с привлечением специалистов;
  • круглый стол – групповая дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов;
  • мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье;
  • КТД – коллективно-творческое дело, совместное творчество детско-родительских пар;
  • собрание-студия – это обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом;
  • творческие собрания, когда дети показывают родителям свои способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.;
  • групповая дискуссия (диспут) – форма работы, предусматривающая спор, определение позиций по тому или иному вопросу.

Периодичность проведения собраний – один раз в месяц в течение учебного года.

Данная работа осуществляется администрацией образовательного учреждения, педагогом-психологом, воспитателями, педагогами дополнительного образования, могут привлекаться узкие специалисты. Приведем конспект родительского собрания.

Тема:

«Дети – глазами родителей, родители – глазами детей».

Цели:

  • Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;
  • формирование положительного отношения к своему дому;
  • Побуждение детей и родителей к творческому самовыражению, поддержание традиций семьи;
  • Коррекция детско-родительских отношений.

Подготовительная работа:

  • Опрос детей с целью изучения отношений «ребенок – родитель» с использованием метода незаконченных предложений:
    Мне кажется, что наша семья…
    Моя мама…
    Я люблю своих родителей за…
    Я хотел, чтобы…
  • Рисунки на тему: «Праздник в семье», «Семейный вечер»;
  • Задание родителям: в течение недели записывать слова и фразы, обращенные к детям.

Оборудование и оформление:

  • Мультимедиа-установка, слайды с эпиграфами:
  • «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда сказать больше нечего» (И. Лафатер);
  • «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе» (Ф. Честерфилд);
  • «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон);
  • Музыкальное оформление: Б. Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты», В. Шаинский «Улыбка»;
  • Фигурные бланки для экспресс-методики «Ромашка вкусов»;
  • Бланки теста «Хорошие ли вы родители?»;
  • Альбомы, карандаши, пластилин, ватман, краски;
  • Памятки для родителей «Правила взаимоотношения с ребенком».

Ход собрания:

1. Организационная часть.

Воспитатель открывает собрание, называет тему, представляет приглашенных. Обзор выставки детских рисунков на темы: «Праздник в семье», «Семейный вечер».

Обсуждение.

Знакомство родителей с результатами опроса детей с целью изучения отношений «ребенок – родитель» с использованием метода незаконченных предложений.

2. Проведение экспресс-методики «Ромашка вкусов».

Цель: диагностика знаний родителей предпочтений своего ребенка.

Работа проводится отдельно в детской и родительской группах. Работу с родительской группой проводит педагог-психолог, с детской группой – воспитатели и учитель начальных классов. В той и другой группах участникам раздают ромашки с восемью лепестками, пронумерованными от 1 до 8, и цветные карандаши.Дети должны раскрасить центр ромашки своим любимым цветом. Родители – тем цветом, которым, по их мнению, раскрасит их ребенок.

На каждом лепестке ромашки написаны вопросы. Ответы детей помогают записывать воспитатели. (Родители записывают те ответы, которые, по их мнению, соответствуют ответам детей).

  • Твой любимый праздник (Любимый праздник вашего ребенка).
  • Твоя любимая игрушка (Любимая игрушка вашего ребенка).
  • Как зовут твоего лучшего друга (и т. д.)
  • Твой любимый мультфильм.
  • Твое любимое время года.
  • Твое любимое блюдо.
  • Твоя любимая книга.
  • Твое самое заветное желание.

3. Работа творческой мастерской.

Работа в детско-родительских группах.
Воспитатель делит детско-родительские пары на несколько творческих групп.

1-я группа: сочинение сказки (в ролях главных героев сказки – члены семьи).

2-я группа: совместный рисунок большого формата (тема рисунка свободная).3-я группа: творческое конструирование (работа с пластилином по изготовлению неизвестного животного).

Подведение итогов, выставка детско-родительских работ.

Педагог-психолог оглашает результаты экспресс-методики «Ромашка вкусов». Сравниваются ответы детей и родителей. Подсчитывается процент одинаковых ответов.

4. Сообщение психолога на тему «Авторитет родителей».

Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка – кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, поведение родителей в кругу семьи и вне, их отношение к работе, к посторонним людям в обыденной жизни, родителей друг к другу – все это слагаемые родительского авторитета.

Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощения. Консультируя родителей, я часто задаю вопрос: допускаете ли вы возможность попросить прощения у собственного ребенка? Лишь несколько семейных пар ответили утвердительно. В нескольких семьях утвердительно ответили мамы. Папы были застигнуты врасплох.

Родители должны знать, чем увлекается ребенок, какая музыка ему интересна, какие музыканты и группы стали его кумирами, какие книги он читает и почему они ему интересны, какие речевые обороты он использует и что они означают.

Авторитет не приобретается автоматически. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда. Существует много ложных оснований авторитета, которые воспитатель должен знать, чтобы помочь ребенку выйти из трудной ситуации в семье. Вот некоторые из них.

Авторитет подавления

По каждому поводу родители раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия. Родителям совершенно не интересно, какие проблемы возникают у ребенка. При таком отношении ребенок вырастает безвольным, забитым, запуганным или, наоборот, самодуром, мстящим за подавленное детство. Родители разговаривают с ребенком тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя.

Авторитет родительского положения

Некоторые родители, занимающие высокие посты, демонстрируют свое положение и заслуги на каждом шагу: соседям, знакомым. Если в семье это поощряется, дети очень быстро начинают пользоваться родительскими заслугами, но, не умея критически взглянуть на себя со стороны, становятся хвастливыми и высокомерными. Часто можно наблюдать и как дети стыдятся проявления их родителями своего положения, стесняются собственных отцов и матерей, пытаются как можно меньше бывать с родителями вместе.

Авторитет назидания

В такой семье ребенка мучают бесконечными поучениями. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным. Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать.

Авторитет любви

Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям. В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчетливые дельцы, жестокие и агрессивные люди.

Авторитет доброты

Послушание детей приобретается родительской добротой, мягкостью, уступчивостью, беспринципностью. Родители боятся конфликтов и уходят от них, принося себя в жертву. Дети в такой семье капризны, требовательны, командуют родителями.

Авторитет подкупа

Хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону.

5. Заключительное слово.

Вручение памятки-рекомендации «Правила взаимоотношений с ребенком».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.