ISSN 1997-9657
       

Маврина И.В. Организация взаимодействия детей третьего года жизни в ДОУ

Фрагмент статьи

Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Через взаимодействие и общение с другими людьми происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

В работах М. И. Лисиной, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой отмечается, что уже на третьем году жизни у ребенка начинает складываться потребность в общении со сверстником, о чем свидетельствуют следующие показатели:

  • исчезновение действий со сверстником как с объектом и сохранение по отношению к нему действий только как с субъектом;
  • выделение особой категории субъектных действий, применяемых только к ровеснику;
  • появление попыток «продемонстрировать себя» другому ребенку;
  • проявление чувствительности к отношению сверстника.

В современных условиях все больше детей третьего года жизни посещают дошкольные учреждения. Вопросы развития у детей, начиная с раннего возраста, способности к самостоятельному освоению окружающего мира, инициативности в решении различных проблемных ситуаций являются приоритетными для современного образования. Вместе с тем приобщение ребенка к культуре невозможно без развития у него умения подчинять свои действия общепринятым нормам поведения.

Согласованию в единой системе дошкольного образования двух противоположностей – стимулирование детской активности и формирование умения подчинять свое поведение социально принятым нормам – способствует введение в качестве единицы анализа детского развития понятия «нормативной ситуации» (Н. Е. Веракса). Н. Е. Веракса определяет нормативную ситуацию как «сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия». В нормативной ситуации выделяются внешние обстоятельства (признаки ситуации) и правила (предписанные способы действий). Система нормативных правил выступает как система знаний или культура. В нормативной ситуации человек не может быть пассивен, он действует согласно заданным нормативным правилам. Именно поэтому нормативная ситуация является пространством активности субъекта.

Образовательное пространство детского сада включает целый ряд нормативных ситуаций, в которые попадает ребенок и которые предписывают ему определенные правила действий в них.

Исходя из положений концепции нормативной ситуации, можно определить основные психолого-педагогические условия организации взаимодействия детей раннего возраста в образовательном пространстве. Под взаимодействием мы понимаем удержание детьми общих правил действий в различных ситуациях. В ДОУ малыш начинает осваивать различные правила взаимодействия с взрослым и сверстниками.

Существуют два вида нормативных ситуаций, типичных для организации образовательного процесса в группах раннего возраста:

  1. ситуация подвижной игры;
  2. ситуация развивающего занятия.

В ситуации подвижной игры ведущей является задача сближения ребенка с другими деть ми и взрослым, что является особенно важным в период адаптации ребенка к жизни в детском саду. Для этих целей в практике работы используются игры-забавы и хороводы, т.е. такие виды совместных игр, которые исключают поводы для соперничества и конфликтов детей друг с другом. (Нами в основном использовались модифицированные варианты игр, описанных в книге: Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991).

В подобных играх дети осваивают и различают следующие правила взаимодействия:

  • действовать всем одновременно и одинаково;
  • действовать по очереди (более сложное правило), считаясь друг с другом, ожидая своей очереди и т. п.В ситуации развивающего занятия ставится задача различения правил взаимодействия, схожих с правилами подвижной игры: действовать вместе или по одному. Однако в ситуации игры дети имеют больше возможностей для различных движений, перемещений; допускаются «натуральные» проявления в поведении: возгласы, кривляние, гримасничанье. В ситуации занятия внимание детей обращается на иные правила:
  • действуя по одному – пользоваться только своим материалом, просить недостающий материал у взрослого, а не отнимать его у сверстника; не кричать громко, а разговаривать спокойно и т. п.;
  • действуя совместно – уметь слаженно действовать в паре или коллективе, не отталкивать сверстников, а дать им возможность участвовать в общем деле; помогать другому ребенку в случае необходимости, а не выполнять задание за него и т. д.

С учетом возрастных возможностей детей раннего возраста и эффективности интегративного подхода к построению содержания образовательного процесса в группах младшего дошкольного возраста нами были разработаны развивающие занятия. Данные занятия, с одной стороны, имели образовательный характер, с другой стороны, позволяли вводить вышеуказанные нормативные правила взаимодействия.

Нормативные правила взаимодействия предъявлялись нами с помощью небольших, идентичных друг другу, без выраженных признаков пола, кукол, различающихся лишь рисунком на одежде (геометрические фигуры различных цветов).

Куклы выступали в качестве средства регуляции поведения детей.Куклы выбирались детьми по желанию и «закреплялись» за каждым ребенком в течение всего периода обучения.

В первой части развивающего занятия малыши вместе с куклами участвовали в простых подвижных играх-забавах; при этом куклы располагались в соответствии с правилами игры (в кружок, если дети участвовали в хороводных играх; попарно, если дети взаимодействовали в диадах; друг за другом и т. д.).

Во второй, образовательной части занятия куклы, так же, как и дети, выступали в роли «обучаемых». Если ребенок затруднялся выполнить задание, ему предлагалось «научить» этому свою куклу, вследствие чего достигалось успешное освоение программного материала самим ребенком.

Если ситуация занятия требовала осуществления индивидуальных действий детей, кукла ребенка располагалась напротив него. В случаях организации диадного взаимодействия куклы располагались рядом друг с другом, также напротив детей.

Таким образом, в играх и на занятиях наглядно моделировались ситуации, в которых четко выделялись и различались правила – действовать всей группой, попарно или по одному. Подобная организация взаимодействия детей способствовала «включенности» детей в образовательный процесс, практически без принуждения достигалась активность каждого ребенка в нормативной ситуации.

Приведем примеры развивающих занятий с детьми первой младшей группы. Все занятия проводятся по подгруппам 6–8 человек.

Занятие 1 (вводное)

Цель. «Закрепление» определенной куклы за каждым ребенком, создание положительного эмоционального отношения к ней. Сближение детей с педагогом и друг с другом. Освоение правила взаимодействия – действовать всем одновременно и одинаково (на материале игры «Солнышко и дождик»). Закрепление знания цвета и формы.

Ход занятия

Взрослый создает игровую ситуацию: в гости к детям (по их количеству) приезжают куколки, например, на грузовой машине. Педагог и дети рассматривают кукол, обращая внимание на разные фигурки на их одежде. Малыши с помощью воспитателя называют цвет и форму фигур. Взрослый говорит, что теперь эти куколки будут часто приходить в нашу группу, играть и узнавать что-то новое вместе с детьми.

Затем каждому ребенку предлагается выбрать себе куколку, назвать цвет и форму геометрической фигуры на ее одежде, придумать кукле имя. Взрослый, вслед за ребенком, называет выбранное имя в уменьшительно-ласкательной форме. После этого в течение нескольких минут малышам предоставляется возможность поиграть со своими куколками так, как они хотят: потанцевать, покормить, уложить спать, покатать на машине и т. п. В это время воспитатель записывает имя ребенка, а также цвет и форму геометрической фигуры на одежде выбранной им куклы.

Далее педагог приглашает детей вместе с куколками поиграть в знакомую игру «Солнышко и дождик» (дети действуют вместе с куклами, держа их в руках). Для создания радостного эмоционального настроя малышей игра сопровождается чтением коротких стихов или пением песенок. В заключение игры отмечается, что куколкам очень понравилось играть вместе с ребятами. Сейчас они немного устали, но обязательно приедут еще раз. Детям предлагается посадить куколок в грузовик. Грузовик «уезжает».

Примечание. После занятия, в соответствии с выбором детей, на шкафчики в раздевальной комнате и кроватки в спальне наклеиваются фигурки нужного цвета и формы. В свободное время педагог обращает внимание каждого ребенка на данные фигуры, подчеркивая, что точно такие же фигурки изображены на одежде их куколок.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.