Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Алмазова О.В. Влияние образовательной среды на речевое развитие дошкольников

Аннотация

В статье рассматривается вопрос того, какие факторы влияют на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, и какое место в языковом развитии занимает образовательная среда. Дается краткий обзор истории понятия образовательная среда в отечественной и зарубежной педагогике и педагогической психологии и приводятся основные модели оценки образовательной среды начиная с работ Я. Корчака и В.А. Ясвина.

Цель исследования. Как хорошо зарекомендовавшая себя, анализируется методика оценки образовательной среды CLASS, в частности, такой компонент данной методики как методическая поддержка. Авторы дают краткую характеристику речевого онтогенеза ребенка вплоть до старшего дошкольного возраста и делают вывод о том, что для наиболее эффективной оценки речевого развития в этом возрасте необходимо использовать вызванные нарративы (то есть истории, рассказанные ребенком по серии картинок). Анализ литературы по влиянию фактора качества образовательной среды на развитие речи показал, что по этому вопросу были в мировой науке были получены противоречивые данные. Гипотезой настоящего исследования стало предположение, что такой параметр образовательной среды как Методическая поддержка будет влиять на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Выборка. В исследовании принял участие 261 дошкольник (49,4% мальчиков) в возрасте 5–6 лет, воспитанники 26 старших групп детских садов г. Москвы. Для проверки гипотезы с помощью критерия Манна-Уитни были выделены две группы ДОУ: с высоким и низким качеством методической поддержки, а затем с помощью ANOVA стравнивались речевые параметры детей из этих двух групп.

Результаты. В результате проведенного исследования впервые на российской выборке были получены результаты, согласно которым хорошо организованная методическая поддержка педагогов в группах ДОУ способствует лучшему развитию у детей как лексико-грамматических показателей речи, так и способностей к составлению связного высказывания (нарратива). В статье также делаются выводы как об ограничениях проведенного исследования, так и о возможных путях дальнейших исследований.

Фрагмент статьи

Введение

Дошкольный возраст – это возраст, сензитивный для развития большинства когнитивных функций, опосредуемых языком (Выготский, 1984). Для успешного школьного обучения ребенку к семи годам необходимо развить речь на достаточно высоком уровне, чтобы в дальнейшем успешно овладеть школьной программой (Эльконин, 2004). Как было показано в исследовании Knudsen и коллег (2006), наибольший экономический эффект на протяжении всей жизни человека имеют инвестиции в дошкольное образование. То есть в дошкольном возрасте закладываются основы как академической успешности, так и успешности в работе.

Для академической успешности важнейшую роль играет речь. В ДОУ речь начинает развиваться целенаправленно, до этого периода ребенок овладевает речью стихийно, прежде всего, повторяя за взрослыми (с элементами анализа продуктивных моделей и с попытками словотворчества на основе этих моделей). В отличие от семейного воспитания в детском саду с ребенком начинают проводиться специальные занятия по развитию речи. Однако число таких занятий ограничено, а потому на первое место выходит качество образовательной среды в целом, а именно особенности общения педагога с детьми в течение всего дня.

Качество образовательной среды уже более ста лет стоит в центре внимания как дошкольной педагогики, так и педагогической психологии. Несмотря на то, что влияние образовательной среды на формирование психических функций ребенка неоднократно становилось предметом исследования как в нашей стране (Ясвин, 2000; Тихомирова, Богомолова, 2007), так и за рубежом (Burchinal eе al., 2002; Davis, 2003), исследования, предметом которых было бы влияние конкретных характеристик образовательной среды на развитие связной речи ребенка, в нашей стране отсутствуют. Кроме того, остается неизученным такой аспект, как влияние образовательной среды на развитие связной устной речи у детей 5–6 лет. Данное исследование призвано заполнить этот пробел. Оно посвящено изучению влияния образовательной среды, оцененной с помощью методики Classroom Assessment Scoring System (CLASS) (Pianta, La Paro, Hamre, 2008), на развитие связной речи у дошкольников 5–6 лет.

Чтобы ознакомиться с полным текстом статьи, скачайте PDF (для зарегистрированных пользователей)

Список литературы

1. Александров Д.А., Ахутина Т. В., Бугрименко Е.А. Бедность и развитие ребенка. – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015.
2. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Симонян М.С. Изучение образовательной среды с помощью методики CLASS: теоретические основания и практические перспективы // Современное дошкольное образование. – 2018. – №4. – С. 40–48.
3. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики. – М.: Языки славянской культуры, 2014.
4. Ахутина Т.В. и др. Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет / Ахутина Т.В. (ред.) – М.: В. Секачев, 2018.
5. Белопольская Н.Л. Методики исследования познавательных процессов у детей 4–6 лет. –
М.: Когито-Центр, 2008.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 2014.
7. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. – М.: Педагогика, 1984.
8. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. – 1991. – Т. 14. – С. 5–18.
9. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: Смысл, 2012.
10. Корчак Я. Как любить ребенка. – М.: У-Фактория, 2005.
11. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997.
12. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации. – М : РГГУ, 2013.
13. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб: Питер, 2009.
14. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М.: Педагогика, 1978.
15. Лурия А.Р. Язык и сознание / Хомская Е.Д. (ред.) – Ростов н/Д: Феникс, 1998.
16. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Педагогика, 1974.
17. Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Якупова В.А. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте // Современное дошкольное образование. – 2020. – Т.99, №3. – С. 32–39.
18. Тихомирова Т.Н., Богомолова М.В. Влияние обогащенной образовательной среды на интеллектуальное и креативное развитие детей старшего дошкольного возраста // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007. – Т.4. – №3.
19. Урбанская М.В. Образовательная среда как фактор формирования готовности ребенка к обучению в условиях предшкольного образования. Дисс… канд. пед. наук. – СПб., 2010.
20. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком. – М., 2014.
21. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. – Москва: ПЕР СЭ, 2017. – 256 с.
22. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. – М.: Национальное образование, 2016.
23. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.
24. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2004. – Т.4. – №1. – С. 68.
25. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды // Библиотека журнала «Директор школы». – 2000.– № 2.– С. 10–123
26. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл,
2001. – 365 с.
27. Bradley, R. H., Corwyn, R. F., Burchinal, M., McAdoo, H. P., & Garcнa Coll, C. (2001) The home environments of children in the United States Part II: Relations with behavioral development through age thirteen. Child development. 72(6), 1868-1886. 10.1111/1467-8624.t01-1-00383
28. Bridges K., Hoff E. (2014) Older sibling influences on the language environment and language development of toddlers in bilingual homes //Applied psycholinguistics. 2, 225. 10.1017/S0142716412000379
29. Burchinal, M. R., Peisner-Feinberg, E., Pianta, R., & Howes, C. (2002) Development of academic skills from preschool through second grade: Family and classroom predictors of developmental trajectories. Journal of school psychology. 40(5), 415-436. 10.1016/S0022-4405(02)00107-3
30. Catts H.W., Fey M.E., Zhang X., & Tomblin J.B. (1999) Language basis of reading and reading disabilities: Evidence from a longitudinal investigation. Scientific Studies of Reading. 3(4), 331–361 10.1207/s1532799xssr0304 2
31. Davis H.A. (2003) Conceptualizing the role and influence of student-teacher relationships on children’s social and cognitive development //Educational psychologist. 4, 207-234. 10.1207/S15326985EP3804 2
32. Dickinson, D.K., & Porche, M.V. (2011) Relation between language experiences in preschool classrooms and children’s kindergarten and fourth-grade language and reading abilities. Child development. 82, 870-886. 10.1111/j.1467-8624.2011.01576.x
33. Duncan, G. J., & Brooks-Gunn, J. (Eds.). (1997) Consequences of growing up poor. Russell Sage Foundation.
34. Farah, M. J., Noble, K. G., & Hurt, H. (2007). The developing adolescent brain in socioeconomic context. Adolescent psychopathology and the developing brain, 373-387. 10.1093/acprof:oso/9780195306255.003.0016
35. Fujiki M., Brinton B., & Clarke D. (2002) Emotion regulation in children with specific language impairment. Language, Speech, and Hearing Services in Schools. 33, 102–111 10.1044/0161-1461(2002/008)
36. Gagarina N. V. et al. (2012) MAIN: Multilingual assessment instrument for narratives. ZAS papers in linguistics. 56, 155-165. 10.21248/zaspil.56.2019.414
37. Greenberg, M.T., Domitrovich, C., & Bumbarger, B.
(2001). The prevention of mental disorders in school-aged children: Current state of the field. Prevention & treatment. 4(1), 1a. 10.1037/1522-3736.4.1.41a
38. Hamre, B.K., Pianta, R.C. (2007) Early teacher-child relationships and the trajectory of children’s school outcomes through eighth grade. Child Development. 72, 625-638. 10.1111/1467-8624.00301
39. Hancock, T. B., Ledbetter-Cho, K., Howell, A., & Lang, R. (2016) Enhanced milieu teaching. Early intervention for young children with autism spectrum disorder. Springer, Cham, 177-218. 10.1007/978-3-319-30925-5_7
40. Huston, A. C., McLoyd, V. C., & Coll, C. G. (1994) Children and poverty: Issues in contemporary research. 10.1111/j.1467-8624.1994.tb00750.x
41. Hutchinson, L. (2003). Educational environment. Bmj. 326(7393), 810-812. 10.1136/bmj.326.7393.810
42. Knudsen, E. I., Heckman, J. J., Cameron, J. L., & Shonkoff, J. P. (2006). Economic, neurobiological, and behavioral perspectives on building America’s future workforce. Proceedings of the national Academy of Sciences. 103(27), 10155-10162. 10.1073/pnas.0600888103
43. Mashburn A.J., & Pianta R.C. (2006) Social relationships and school readiness. Early Education and Development. 17(1), 151-176. 10.1207/s15566935eed1701_7
44. Morisset C. E. et al. (1990) Environmental influences on early language development: The context of social risk //Development and Psychopathology. 2, 127-149. 10.1017/S0954579400000663
45. Neisser, U., Boodoo, G., Bouchard Jr, T. J., Boykin, A. W., Brody, N., Ceci, S. J., ... & Urbina, S. (1996) Intelligence: knowns and unknowns. American psychologist. 51(2), 77. 10.1037/0003-066X.51.2.77
46. Noble, K. G., Norman, M. F., & Farah, M. J. (2005) Neurocognitive correlates of socioeconomic status in kindergarten children. Developmental science. 8(1), 74-87. 10.1111/j.1467-7687.2005.00394.x
47. Patterson, C. J., Kupersmidt, J. B., & Vaden, N. A. (1990) Income level, gender, ethnicity, and household composition as predictors of children’s school-based competence. Child development. 61(2), 485-494. 10.2307/1131109
48. Perlman, M., Falenchuk, O., Fletcher, B., McMullen, E., Beyene, J., & Shah, P. S. (2016) A systematic review and meta-analysis of a measure of staff/child interaction quality (the classroom assessment scoring system) in early childhood education and care settings and child outcomes. PloS one, 11(12), e0167660. 10.1371/journal.pone.0167660
49. Pianta, R. C., & Harbers, K. L. (1996) Observing mother and child behavior in a problem-solving situation at school entry: Relations with academic achievement. Journal of School Psychology. 34(3), 307-322. 10.1016/0022-4405(96)00017-9
50. Pianta R., LaParo K., & Hamre B. (2008) Classroom Assessment Scoring System PreK manual. Baltimore, MD: Brookes
51. Pianta, R. C., & Stuhlman, M. W. (2004) Teacher-child relationships and children’s success in the first years of school. School psychology review. 33(3), 444-458. 10.1080/02796015.2004.12086261
52. Romberg T., Carpenter T., & Dremock F. (2005) Understanding Mathematics and Science Matters. Mahwah, NJ: Erlbaum 10.4324/9781410612618
53. Rutter, M., & Maughan, B. (2002) School effectiveness findings 1979–2002. Journal of school psychology. 40(6), 451-475. 10.1016/S0022-4405(02)00124-3
54. Shapiro L. R., & Hudson J. A. (1991) Tell me a make-believe story: Coherence and cohesion in young children’s picture-elicited narratives. Developmental psychology. 27, P. 960. 10.1037/0012-1649.27.6.960
55. Taylor B.M., Pearson P.D., Peterson D.S., & Rodriguez M.C. (2003) Reading growth in high-poverty classrooms: The influence of teacher practices that encourage cognitive engagement in literacy learning. Elementary School Journal. 104, 3-28 10.1086/499740
56. Veraksa A. N., Bukhalenkova D. A., & Almazova O. V. (2020) Executive functions and quality of classroom interactions in kindergarten among 5–6-year-old children. Frontiers in psychology. 11:603776. doi: 10.3389/fpsyg.2020.603776
57. Wareham, Penny; Salmon, & Karen (2006): Mother-child reminiscing about everyday experiences: Implications for psychological interventions in the preschool years. In Clinical Psychology Review. 26 (5), 535-554 10.1016/j.cpr.2006.05.001

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольный возраст, образовательная среда, методическая поддержка, CLASS, развитие речи.