В статье рассматривается вопрос формирования и развития в дошкольном возрасте связной устной речи. Анализируются терминологические варианты обозначения связной устной речи, в качестве синонимичных вариантов предлагается использовать термины «нарратив», «текст» и «история». На основе психолингвистических данных об особенности формирования речи у детей предлагаются методы оценки детских пересказов и нарративов, а также методические принципы формирования и развития навыков составления рассказа в старшем дошкольном возрасте. Предлагается оценивать в нарративах детей параметры их микро- и макроструктуры. К микроструктуре традиционно относят лексико-грамматические показатели: количество лексических и грамматических ошибок, богатство словаря, синтаксическую сложность, отсутствие пропусков основных членов предложения, индекс прономинализации и другие. К макроструктуре относятся соответствие простейшей нарративной структуре «цель – действие – результат» и степень развития нарратива (полный, упрощенный или искаженный нарратив). При обучении созданию нарративов необходимо двигаться по пути от более простых – личных нарративов к более сложным – придуманным. К личным нарративам относят рассказы детей о повторяющихся действиях или событиях, а на более позднем этапе – о ярком, запомнившемся ребенку событии. Придуманные нарративы часто создаются по одной или серии картинок. По серии картинок чаще всего создается рассказ, по одной картинке – описание. Среди придуманных нарративов рассказы будут для детей более простыми, чем описания. Работать над созданием текстов с детьми следует по сериям красочных, интересных картинок, где можно проследить временные и причинно-следственные связи. В статье делается вывод о том, что обучения лексике и грамматике недостаточно для развития связной устной речи, необходимы специальные методики для развития у детей способности к порождению текста как цельного и связного единства.
Развитие речи является, несомненно, одной из важнейших задач дошкольного обучения. Речевые навыки во многом показывают готовность ребенка к школе. Многие тесты, которые проходят дети перед школой и в самой школе, успешно выполняются, если нет отставания речевого развития. В связи с этим во всех дошкольных учебных заведениях развитию речи ребенка уделяется повышенное внимание. Однако в большинстве учебно-методических пособий по развитию речи дошкольников предполагается развивать артикуляцию, звукоразличение, фонематический слух, фонемный анализ, словарный запас ребенка, его грамматические навыки. А с навыком порождения целого текста по-прежнему возникают значительные сложности.
Нельзя забывать, что целью развития речевых навыков является умение ребенка вести диалог и строить монологическое высказывание. В диалогической речи важно умение выстраивать коммуникацию в зависимости от условий взаимодействия с собеседником, принимая во внимание прагматику данной коммуникативной ситуации и социолингвистические параметры собеседников. А в монологической речи главное – умение порождать стилистически релевантный текст в устной и письменной формах. Разумеется, в детском саду задача может ставиться только по развитию устной речи, а значит, ребенок должен научиться порождать устный связный текст.
При анализе работ психологов, логопедов, дефектологов и других специалистов по детской речи мы сталкиваемся с рядом терминологических трудностей. Мы можем встретить как синонимы термины «устная связная речь», «рассказ», «история», «текст», «устное повествование», «дискурс», «нарратив» (Корнев, 2015). Не вдаваясь в терминологические подробности, укажем лишь наиболее значимые различия и важные для методики выводы, которые из них следуют.
Самым распространенным из них является понятие текста. Как отмечает О.С. Ушакова (2014), текст остается важнейшим понятием:
«В сфере наших исследований понятие «текст» – главное, центральное, а уже вокруг него выстраиваются все другие». Однако важно понимать, что классическое в лингвистике определение текста принадлежит И.Р. Гальперину (2006), который считал, что «текст – произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку». Очевидно, что для речевых высказываний дошкольников это определение не подходит. Для методических целей важен вывод большинства ученых о том, что главными параметрами текста являются связность и цельность (Николаева, 1977; Филиппов, 2003).
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF.
1. Ахутина Т.В. и др. Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет / Ахутина Т.В. (ред.) – М.: В. Секачев, 2018.
2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М.: Книжный дом «Либроком», 2012.
3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008.
4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: КомКнига, 2006.
5. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: Смысл, 2012.
6. Корнев А.Н. и др. Формирование языка у детей с нормой и отставанием в развитии речи: корпусное исследование спонтанных и вызванных текстов // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований. – 2015. Т. XI (1). – C. 605–624.
7. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность: учебное пособие. М.: Смысл, 2004.
9. Николаева Т.М. Лингвистика текста и проблемы общей лингвистики // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. – 1977. – Т. 36. №4. – C. 304–313.
10. Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974.
11. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном возрасте. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
12. Филиппов К.А. Лингвистика текста. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2003.
13. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.
14. Berman, R.A., Slobin, D.I., Strömqvist, S., & Verhoeven, L.Th. (1994). Relating events in narrative in 2 volums. Hillsdale, N.J.: L. Erlbaum Associates.
15. Bigozzi, L., & Vettori, G. (2016). To tell a story, to write it: developmental patterns of narrative skills from preschool to first grade // European Journal of Psychology of Education, 31(4), 461-477.
16. Bohnacker, U.T.E. (2015). Tell me a story in English or Swedish: Narrative production and comprehension in bilingual preschoolers and first graders. Applied Psycholinguistics, 37(1), 19-48.
17. Hudson, J.A., & Shapiro, L.R. (1991). From knowing to telling: The development of children’s scripts, stories, and personal narratives // Developing narrative structure /McCabe A., Peterson C. (eds.), Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 89-136 pp.
18. Jiang, Z., & Nicoladis, E. (2018). Language and Cognitive Predictors of Lexical Selection in Storytelling for Monolingual and Sequential Bilingual Children AU. Journal of Cognition and Development, 19(4), 413-430. https://doi.org/10.1080/15248372.2018.1483370
19. Khan, K.S., Gugiu, M.R., Justice, L.M., Bowles, R.P., Skibbe, L.E., & Piasta, S.B. (2016). Age-Related Progressions in Story Structure in Young Children’s Narratives. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 59(6), 1395-1408. https://doi.org/10.1044/2016_JSLHR-L-15-0275
20. Manfredi, M., Cohn, N., De Araújo Andreoli, M., & Boggio, P.S. (2018). Listening beyond seeing: Event-related potentials to audiovisual processing in visual narrative. Brain and Language, 185, 1-8. https://doi.org/10.1016/j.bandl.2018.06.008
21. Ovchinnikova, I. (2005). Variety of children’s narratives as the reflection of individual differences in mental development. Psychology of Language and Communication, 9(1), 29-53.
22. Van Dijk, T. (1978). Semantic Macro-Structures and Knowledge Frames in Discourse Comprehension. Cognitive Processes in Comprehension /Just M.A., Carpenter P.A.: Taylor & Francis, 3-31 pp.
дошкольный возраст, развитие речи, нарративы, рассказ по картинкам, пересказ, онтогенез речевой способности, психолингвистика детской речи
Ваша корзина пуста