ISSN 1997-9657
       

Чадхари Н. Особенности культуры, воспитания и обучения детей в Индии

№2 2015 Чадхари Н.  Особенности культуры, воспитания и обучения детей в Индии
Аннотация

Для Индии характерно огромное разнообразие законов и традиций в области экологии, экономики, религии, языка, истории, культуры, кухни. В столь разнообразной во всех отношениях стране работа над едиными принципами становится серьезной проблемой, будь то достижение национальных идей или же реализация образовательных целей. Что касается детства и детей дошкольного возраста, осуществляется постоянный диалог между культурной практикой, с одной стороны, и национальными целями в области развития детей, с другой. Дополнительное беспокойство в стране вызывают образы, привносимые извне, создаваемые более богатыми странами. Социализация в современных индийских семьях по-прежнему понимается в рамках связи с древними традициями. Одновременно с этим, все больше семей поддерживают внедрение образования для детей, использование для этих целей современных средств. Технический прогресс становится все более приоритетным направлением жизни. Однако глобальный идеал детства, визуализированный евро-американскими нормами, стал серьезным препятствием для разумного понимания детства и семейной жизни в Индии.

Эта работа посвящена характерным свойствам и особенностям семьи и восприятия детства в Индии, которые облегчают совместное сосуществование сложных и даже противоречивых способов воспитания детей в этой стране. Данный анализ будет подкреплен примерами из исследований, касающихся индийских семей и описания стратегий, которые взрослые используют в процессе адаптации детей к высоким уровням двусмысленности и амбивалентности в окружающем их обществе.

Фрагмент статьи

С самого начала я хотела бы объявить о моем энтузиазме, касающемся присут­ствия на этой международной конференции ученых в области дошкольного образования. Я должна признаться, что чувствую себя немного аутсайдером в данном обсуждении. Я преподаю в университете в Нью-Дели и провожу большую часть времени среди студентов, от которых узнаю многое о семейной жизни, о детстве и о том, что значит быть молодым человеком в Индии сегодня. Благодаря исследованиям, посвященным моим студентам, я много узнавала об интересующих их областях, и получила возможность осуществления своих проектов. Я благодарна профессору Яну Валсинеру за возможность сотрудничества в течение последних пятнадцати лет. Я также хотела бы поблагодарить Решуи Томар, Шаши Шукла и Шипра Сунея за их невероятный талант и исследования, из которых мне доводилось получать фото- и видеоматериалы. Все семьи, чьи фото и видео вы здесь видите, дали согласие на использование этих изображений в целях иллюстрации семейной жизни в Индии в научных кругах. Я очень благодарна им за их щедрость, за их гостеприимство, с которым они впускали нас в свой дом и свою жизнь – это становится все более редким в настоящее время.

Понятие культуры

Культура, контекст, образование и воспитание – все это термины, которым, как известно, трудно дать определение. Начиная свое рассуждение с термина «культура», мы остановимся на определении, данном Коулом (2005), в котором он говорит о культуре как социально наследуемых (передаваемых) достижениях человечества. Хотя этот термин часто определяется как имя существительное, по содержанию представляющее собой, как правило, конгломерат артефактов, верований и обычаев, термин «культура» также можно рассматривать как глагол. В таком случае он приобретает несколько иное значение: набор оценок и действий; способы ведения дел, которые характеризуют людей. Так, мы видим, что существуют различные представления о трактовке и рассмотрении термина «культура», соответственно, при изучении различные ученые обращаются к различным аспектам обсуждения в своих исследованиях в области культуры. Гирц рассматривает культуру как «систему передаваемых концепций, выраженных в символических формах, с помощью которых люди общаются, закрепляют и совершенствуют свои знания о жизни и отношение к ней» (Geertz, 1993, 87). В этом определении мы можем зафиксировать переход от изучения видимых признаков культуры к скрытым. Мы получаем представление об основных элементах оценки, в рамках которой каждая социальная группа и каждый человек активно воссоздают значение каждого конкретного элемента их жизненного мира.

В работах Валсинера мы видим также представление о том, что культура принадлежит человеку настолько, насколько человек принадлежит культуре (2008). Таким образом, можно утверждать, что культура – это не «судьба», это не что-то, заданное априори, – она возникает в результате активного взаимодействия людей с их окружением.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

социализация, Индия, культура, семья, уход