ISSN 1997-9657
       

Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

№8 2015 Особенности организации образовательной деятельности  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация

В Москве прошло Всероссийское совещание «Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на базе различных образовательных организаций» в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования. В совещании приняли участие более 280 человек из 48 регионов: специалисты органов управления образованием, руководители общеобразовательных организаций, руководители и специалисты организаций дополнительного образования детей, специалисты ППМС-центров и др. 

Полный текст

Первый день совещания прошел в Ми­нистерстве образования и науки РФ.

С докладом «Государственная политика в организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, на базе общеобразовательных организаций» выступила Фальковская Лариса Павловна – начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на базе различных образовательных организаций были раскрыты Волосовец Татьяна Владимировна, директор Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», зав. кафедрой специального образования РУДН; Абанкиной Ириной Всеволодовной, к.э.н., профессором, директором Института развития образования Высшей школы экономики, были представлены модели финансового обеспечения дошкольного образования.

На совещании с представлением различных моделей организации образования детей с ОВЗ выступили специалисты из регионов.

А.В. Седунов, начальник Государственного управления образования Псковской области, рассказал о взаимодействии региональных и муниципальных организаций для создания условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Г.Н. Швецова, доктор педагогических наук, министр образования и науки Республики Марий Эл, представила доклад «Опыт организации обучения и воспитания детей с ОВЗ
в Республике Марий Эл».

Л.Ю. Барковская, начальник отдела специального, дополнительного, физкультурно-спортивного образования и воспитания Министерства образования Калининградской области, поделилась опытом организации предоставления психолого-педагогического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ при обучении в общеобразовательных организациях Калининградской области.

Л.А. Гаджиева, руководитель департамента образования администрации города Перми, выступила с докладом «Личный кабинет дошкольника как средство формирования индивидуальной траектории его развития».

М.Г. Шуранова, начальник отдела специального образования министерства образования и науки Красноярского края, рассказала об образовании детей с ОВЗ в структуре края.

Выступление Л.П.Фальковской, начальника отдела образования детей с проблемами развития и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации, было посвящено ППМС-центрам как ресурсу организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в разных образовательных организациях.

Второй и третий дни совещания проходили на базе Российского университета дружбы народов.

Е.Н. Кутепова, зам. директора Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета, доцент кафедры специального образования РУДН, привлекла внимание к организации деятельности общеобразовательных организаций в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Особенности организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования осветил в своем докладе кандидат психологических наук И.Л. Кириллов, доцент, заместитель директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».

Вопросы включения детей с ОВЗ в систему дополнительного образования представили доктора педагогических наук, главные научные сотрудники ФГБНУ «Институт изучения дет­ства, семьи и воспитания РАО». В.П. Голованов и И.И. Фришман Ирина Игоревна.

Е.В. Самсонова, кандидат психологических наук, руководитель городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета, говорила об особенностях психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательных организациях.

Т.Ю. Сунько, научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования Мос­ковского городского психолого-педагогического университета сделала доклад на тему «Особенности организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях апробации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью».

Особый интерес вызвал доклад кандидата педагогических наук А.М. Царева, директора ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» «Особенности организации образования детей с различными нарушениями в условиях разноуровневого образовательного учреждения».

Н.В. Борисова, руководитель структурного подразделения ГБОУ города Москвы «Школа 1321 «Ковчег», определила особенности конструирования образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, а Л.Н. Чушева, директор ГБОУ ПО «Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» Псковской области, описала ресурсность в организации образовательной деятельности детей с ОВЗ и детей-инвалидов специальной (коррекционной) школы-интерната.

Обсуждаемые темы вызвали живой интерес у участников совещания. С дополнительными докладами выступили Г.В. Симухина, директор ГОЦ ЦПМСС «Дар» Забайкальского края и Т.В. Сорокина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе областного казенного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» Курской области.

В третий день совещания была организована работа круглых столов по обсуждению проектов нормативных документов о внедрении в практику модели и алгоритма деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам:

• образовательным программам дошкольного образования с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ведущие Т.В. Волосовец и И.Л. Кириллов);

• начального общего, основного общего и среднего общего образования с  обучающимисяс ограниченными возможностями здоровья (ведущий Е.Н. Кутепова);

• дополнительным общеобразовательным программам (ведущий И.И. Фришман). n

По материалам Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.