ISSN 1997-9657
       

Ткачева В.В. Особенности речевого развития детей первого года жизни, воспитывающихся в условиях дома ребенка

№6 2010 Ткачева В.В. Особенности речевого развития детей первого года жизни, воспитывающихся в условиях дома ребенка
Фрагмент статьи

Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость. Духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться. Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), а потом в детские дома. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, физическое здоровье, характер общения с окружающими людьми, личные успехи. Дети первого года жизни, воспитывающиеся в условиях дома ребенка, менее эмоциональны, а некоторые вялы, апатичны, у них снижена познавательная деятельность. Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для развития в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений

Умение говорить на родном языке не является врожденным. Речевое развитие детей во многом определяется характером взаимодействия с окружающими его людьми. Я предлагаю занятия, которые позволяют активизировать речевое развитие малышей в условиях дома ребенка.

В группе были собраны дети первого года жизни Дома ребенка № 2 г. Москвы, у которых отмечалась задержка психического развития (всего 27 детей), недостаточное развитие общей и мелкой моторики.

Воспитание детей в доме ребенка предполагает согласованную работу логопеда, педагога и воспитателя. Занятия проводятся ежедневно в течение 2–5 минут. Работа с каждым ребенком проводится индивидуально или в групповой форме.

Занятие № 1. «Гуление»

Для развития гуления необходимо добиться радостного состояния ребенка и вызвать появление ответных звуков на голос.

Ход занятия. Необходимо наклониться над лежащим на пеленальном столе ребенком, постараться развеселить, вызвать положительный эмоциональный отклик, затем начать произносить звуки, которые прежде произносил ребенок: «г-г-г», «а-а-а», «у-у-у».

Занятие № 2. «Лепет»

Расположите ребенка так, чтобы он видел ваше лицо, а главное – артикуляцию слогов, и следил за движением губ. Произносите слоги «ма-ма-ма-ма» и сделайте паузу, чтобы малыш отреагировал и произнес «ма-ма-ма-ма». Если он повторил – обязательно улыбнитесь ему, погладьте по головке, похвалите.

Когда дети освоят на индивидуальных занятиях «лепетные» слоги, можно объединить их в группы из 2–3 детей и провести занятие «Перекличка».

Занятие № 3. «Перекличка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата и умение подражать.

Ход занятия. В манеже – несколько детей. Обратитесь к ребенку, который уже повторяет какие-либо слоги, например: «ма». «Верочка, скажи «ма-ма-ма...» Вера прислушивается и через несколько мгновений повторяет. Затем можно вызывать у детей повторение тех слогов, которые они еще не произносили.

«Перекличку» можно провести, вызывая ответные реакции у нескольких детей сразу. Занимаясь с одним ребенком у манежа, прислушивайтесь к звукам, которые произносит другой, и негромко повторяйте их, с целью вызвать и у других детей воспроизведение тех же слогов.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.