ISSN 1997-9657
       

Пантелеева Н.Г. Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования

№8 2015 Пантелеева Н.Г. Приобщение дошкольников  к литературному искусству как одно из условий реализации  ФГОС дошкольного образования
Аннотация

В статье раскрывается важность литературного развития ребенка дошкольного возраста в социализации личности на современном этапе. Под литературным развитием автор понимает овладение дошкольником всеми богатствами родного языка при выражении своих мыслей и чувств, которые он заимствует из чтения детской литературы, культурой общения, умением вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками, пользоваться речевым этикетом. Художественная детская литература – могучее средство воспитания, она должна стать развивающей средой и средством воспитания дошкольника, что позволит разнообразить и создать полноценную образовательную среду детства в детском саду и дома. Автор предлагает вниманию читателей программу, разработанную педагогами детских садов г. Можайска, направленную на развитие у детей интереса к чтению, любви к литературе, приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской литературной культуре. Автор отмечает, что данная программа – пример использования чтения литературных произведений в образовательном процессе, содержание которого органично включается в непосредственную образовательную деятельность через организацию различных видов детской деятельности.

Фрагмент статьи

«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.»

К.Д. Ушинский

Основную информацию о мире ребенок получает через слово, в будущем его успех в обществе во многом зависит от того, насколько он овладеет речью. Литературное развитие играет значительную роль в социализации ребенка дошкольного возраста. Под литературным развитием дошкольника мы понимаем процесс овладения всеми богатствами родного языка, культурой общения, умением вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками, пользоваться речевым этикетом. Задача приобщения ребенка к литературному искусству остро встает перед системой дошкольного образования на современном этапе, так как снижается интерес детей к чтению. Телевидение, компьютерная техника вытесняют чтение, как познавательную и художественно-эстетиче­скую деятельность, в результате дошкольники недостаточно владеют литературной речью, их лексикон беден, они пренебрегают книгами, относятся к чтению как к развлечению, а надо воспитывать думающего читателя.

Ребенок дошкольного возраста – начинающий читатель, поэтому важно формировать с ранних лет устойчивый интерес и уважение к книге, которые начинаются с грамотного слушателя. Несмотря на то, что дошкольник сам не умеет читать, он просит взрослых прочитать ему то или иное произведение и тем самым влияет на процесс выбора.

Литература – это искусство слова, которое играет неоценимую роль в воспитании дошкольников, учит видеть мир во всем многообразии. Е. И. Тихеева считала литературу первоосновой воспитания, т.к. она с ранних лет вводит ребенка в огромный мир взрослых, воспитывая в них лучшие качества: доброту, скромность, трудолюбие, любовь к Родине и народу. Е.А. Флерина говорила, что из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой, полученные представления из художественных произведений переносятся детьми в их жизненный опыт, дают образцы русского литературного языка. О. С. Ушакова писала, что детская литература развивает психические процессы, мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, формирует умение тонко чувствовать богатство родного языка. Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения, т.к. художественное слово воздействует не только на сознание и чувства, но и поступки ребенка. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, особенности переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем окружающих людей и собственным поступкам.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3. Гризик Т.И. Учимся играя. – М.: Про­свещение, 2012.
4. Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. – М., 2008.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Василь-евой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1985.
7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера, 1998.
8. ФГОС дошкольного образования / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155.
9. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. – М.,1961.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

литературное развитие, литературное искусство, социализация личности дошкольника, развивающая образовательная среда