ISSN 1997-9657
       

Кудрявцев В.Т. Педагогика повседневности: необходимость альтернативы

Фрагмент статьи

Окончание. Начало в № 6, 2011 год

За пределами обыденного опыта

Согласно традиционным представлениям о детском развитии, дошкольник – существо, которое живет лишь в плену своего индивидуального повседневного опыта, а все новое, необычное, неизведанное пытается преломить сквозь его узкую призму. Эти представления, находящие свое концентрированное выражение в дидактическом принципе доступности, противоречат даже его «естественному», спонтанному ходу развития. В частности, их нередко опровергают наблюдения за стихийным, неорганизованным обучением детей.

По данным Н. Н. Поддъякова, в процессе такого обучения дети осваивают достаточно сложные способы мыслительной деятельности, позволяющие раскрывать существенные свойства предметов. В то же время их формирование нормативной программой обучения и воспитания в детском саду не предусматривалось. Это побудило Н. Н. Поддъякова и его сотрудников к созданию еще в 1970-е годы новых принципов отбора и систематизации дошкольных знаний, которые способствовали бы развитию детского мышления.

Исследования Ж. Пиаже, Г. Мэттьюза и др. убеждают в том, что детское мировидение – глобально, ему присущ своего рода «космологизм». Дошкольникам, например, свойст­венны «наивные» вопросы и размышления относительно природы таких универсальных явлений, как Жизнь, Космос, Истина, Добро, Душа, Мысль и т. д. Некоторые исследователи (Г. Мэттьюз и др.) говорят даже об особом «детском философствовании». Сам этот термин, конечно, нужно воспринимать как метафору. Детские вопросы и размышления, хотя и носят косвенный характер, формулируются не на понятийном научно-философском языке, а на языке образов, эмоциональной интуиции, «неясных знаний», по терминологии Н. Н. Поддъякова. Тем не менее они затрагивают вечные темы, которые столетиями занимают коллективный разум человечества: «Какая часть меня – дейст­вительно я?»; «Может ли корабль, в котором заменены все его части, считаться тем же кораблем?»; «...Животных есть стыдно? Почему люди едят животных? Я не буду больше есть мясо».

Полный текст читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.