ISSN 1997-9657
       

Пеетерс Я., Рорманн T., Эмильсен K. Гендерный баланс в дошкольном образовании: почему нет значительных улучшений?

№5 2016 Пеетерс Я., Рорманн T., Эмильсен K.  Гендерный баланс в дошкольном образовании:  почему нет значительных улучшений?
Аннотация

В последние десятилетия отношение общества к участию мужчин в воспитании и образовании детей претерпело значительные изменения. Важность этого участия сегодня не подвергается сомнению. Опросы, проводившиеся во многих странах мира, свидетельствуют, что и женщины-педагоги, и родители детей положительно смотрят на появление мужчин в дошкольных учреждениях. За последние два десятилетия в некоторых европейских странах проявлялись инициативы по привлечению большего числа мужчин в дошкольное образование. Несмотря на это, во всем мире доля мужчин, занятых в этой сфере, остается низкой. В данной статье затрагивается проблема устойчивого гендерного дисбаланса в дошкольном образовании и анализируются причины неоднозначного отношения к увеличению числа занятых в нем мужчин. Меры и стратегии по привлечению большего числа мужчин в учебные заведения, готовящие дошкольных педагогов, и непосредственно в дошкольные учреждения рассмотрены здесь с точки зрения новейшей гендерной теории на примере Бельгии, Норвегии и Германии. Авторы приходят к выводу, что сложившаяся ситуация с мужской занятостью в дошкольном образовании объясняется гендерными стереотипами и практиками, глубоко укоренившимися в этой сфере.

Фрагмент статьи

Введение

В последние десятилетия отношение общества к участию мужчин в воспитании и образовании детей претерпело значительные перемены. Важность участия отцов в воспитании детей дошкольного возраста сегодня не подвергается сомнению (Lamb, 1975, 2004; Le Camus, 2000). В то же время дошкольное образование остается преимущественно женской сферой деятельности. В большинстве европейских стран доля мужчин, занятых в этой сфере, остается незначительной. За исключением Норвегии, Дании и – с недавнего времени – Турции, где мужчины составляют более 5% дошкольных педагогов, в остальных странах этот показатель колеблется между 1% и 3%, а в некоторых случаях опускается ниже 1% (Oberhuemer, Schreyer, and Neuman, 2010; OECD 2014).

Воспитание маленьких детей традиционно считается «женским» занятием (Cameron, 2001; Cameron, Moss, and Owen, 1999). Однако в последние годы все чаще слышатся призывы к увеличению доли мужчин, работающих в сфере образования. Хотя мы не располагаем обширными эмпирическими данными о влиянии пола педагогов на учебные результаты мальчиков (Carrington, Tymms, and Merrell, 2005), вопрос о недостатке педагогов-мужчин поднимался и в дошкольном образовании (см., например, Hurrelmann and Schultz, 2012). Достижение оптимального баланса между педагогами обоих полов, работающими в этой сфере, может рассматриваться как средство, способствующее равноправию полов в обществе в целом (Farquhar, 2008; Icken, 2012; Norwegian Ministry of Education and Research, 2008).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Aigner, J. C., and T. Rohrmann. 2012. Elementar – Manner in der padagogischen Arbeit mit Kindern. Opladen: Barbara Budrich.
2. Baagшe Nielsen, S. 2010. Nordiske m.nd til omsorgsarbejde. En forskningsbaseret erfaringsopsamling pa initiativer til at rekruttere, uddanne og fastholde m.nd efter finanskrisen.
3. Roskilde: VELPRO. Accessed March 16, 2011. http://www.skiftjob.dk/files/files/antologi_nordiske_maend_til_omsorgsarbejde.pdf
4. Barnett, W. S., and N. L. Masse. 2007. «Comparative Benefit-cost Analysis of the Abecedarian Program and its Policy Implications.» Economics of Education Review 26: 113–25.
5. Burman, E. 1994. Deconstructing Developmental Psychology. London: Routledge.
6. Braidotti, R. 2006. «Posthuman, all Too Human: Towards a New Process Ontology.» Theory Culture and Society 23 (7–8): 197–208.
7. Cameron, C. 2001. Promise or problem? A review of the literature on men working in the early childhood services. Gender, work and organisation 8 (4), 430–453.
8. Cameron, C. 2006. «Men in the Nursery Revisited: Issues of Male Workers and Professionalism.» Contemporary Issues in Early Childhood 7 (1): 68–79.
9. Cameron, C., P. Moss, and C. Owen. 1999. Men in the Nursery: Gender and Caring Work. London: Paul Chapman Publishing.
10. Canella, G. 1997. Deconstructing Early Childhood Education: social justice and revolution. New York: Peter Lang.
11. Carrington, B., P. Tymms, and C. Merrell. 2005. «Forget Gender: Whether a Teacher is Male or Female Doesn’t Matter.» Teacher: The National Education Magazine 12: 32–34.
12. Cockburn, T. 2010. «Children, the Feminist Ethic of Care and Childhood Studies: Is this the Way to the Good Life?» In Children and the Good Life. New Challenges for Research on Children, edited by S. Andresen, I. Diehm, U. Sander, and H. Ziegler, 29–39. Dordrecht: Springer.
13. Connell, R. 2000. The Men and the Boys. Sydney: Allen and Unwin.
14. Connell, R. 2009. Gender. Polity Short Introductions. Cambridge: Polity Press.
15. Cremers, M., S. Hoyng, J. Krabel, and T. Rohrmann, eds. 2012. Manner in Kitas. Opladen: Barbara Budrich.
16. Cremers, M., J. Krabel, and M. Calmbach. 2012. Male Educators in Kitas. A Study on the Situation of Men in Early Childhood Education. Berlin: Federal Ministry for Family Affairs, Senior Citizens, Women and Youth. Published in German 2010.
17. Dahlberg, G. and P. Moss 2005. Ethics and Politics in early childhood education. London: Routledge.
18. Daycare Trust. 2003. Men and Childcare. Accessed March 21, 2011. http://www.ipsos-mori.com/researchpublications/researcharchive/798/Men-And-Childcare.aspx
19. De Smet, C., R. Proesmans, I. Stasse, and R. Van Mechelen. 1978. Kleine kinderen, grote zorgen. Gent: LEF-Masereel Fonds.
20. Dillabough, J. A. 1999. «Gender Politics and Conceptions of the Modern Teacher: Women, Identity and Professionalism.» British Journal of Sociology of Education 20 (3): 373–94.
21. Emilsen, K. 2012. «Mehr Manner in norwegischen Kindergarten. Politische und strategische Rekrutierungsma.nahmen – ein voller Erfolg?» In Manner in Kitas, edited by M. Cremers, S. Hoyng, J. Krabel, and T. Rohrmann, 367–386. Opladen: Barbara Budrich.
22. Emilsen, K., and B. Koch. 2010. «Men and Women in Outdoor Play – Changing the Concepts of Caring Findings from Norwegian and Austrian Research Projects.» European Early Childhood Education Research Journal 18 (4): 543–553.
23. Emilsen, K., and T. Rohrmann. 2013. «How do Working Groups of Male Educators Contribute to Professionalism and Quality in ECE?» Presentation on the 23rd EECERA annual conference, Tallinn/Estonia, August 29.
24. European Commission Network on Childcare and Other Measures to Reconcile the Employment and Family Responsibilities of Men. 1996. Quality Targets in Services for Young Children: Proposals for a Ten Year Action Program. Brussels: European Commission.
25. Farquhar, S. E. 2008. «New Zealand Men’s Participation in Early Years Work 1.» Early Child Development and Care 178: 733–744.
26. Farquhar, S., L. Cablk, A. Buckingham, D. Butler, and R. Ballantyne. 2006. Men at Work:
27. Sexism in Early Childhood Education. Porirua: Childforum Research Network.
28. Forrester, G. 2005. «All in a Day’s Work: Primary Teachers ’Performing’ and ’Caring’.» Gender and Education 17 (3): 271–87.
29. Friis, P. 2006. Temaheftet om menn i barnehagen, om a rekruttere og beholde menn i barnehagen. Oslo: Kunnskapsdepartementet.
30. Fuchs-Rechlin, K. 2012. «Leitung – die unterschatzte Achillesferse der Kita-Landschaft?» KomDat Jugendhilfe 2: 4–6.
31. Fuchs-Rechlin, K., and M. Schilling. 2006. «Wo sind die Manner? Zur Personalstruktur in der Jugendhilfe.» KomDat Jugendhilfe 2: 2–3.
32. Hard, L., and A. H. Jonsdottir. 2013. «Leadership is not a Dirty Word: Exploring and Embracing Leadership in ECEC.» European Early Childhood Education Research Journal 21 (3): 311–325.
33. Hauser, B. 2013. Spielen. Fruhes Lernen in Familie, Krippe und Kindergarten. Stuttgart: Kohlhammer.
34. Heckman, J. J. 2006. «Skill Formation and the Economics of Investing in Disadvantaged Children.» Science 312 (5782): 1900–02.
35. Hurrelmann, K., and T. Schultz, eds. 2012. Jungen als Bildungsverlierer. Brauchen wir eine Mannerquote in Kitas und Schulen? Weinheim: Beltz.
36. Icken, A. 2012. «Das Bundesprogramm, Manner in Kitas’ – ein gleichstellungspolitischer Ansatz.» In Manner in Kitas, edited by M. Cremers, S. Hoyng, J. Krabel, and T. Rohrmann, 17–28. Opladen: Barbara Budrich.
37. Jensen, J. J. 2011. «Understandings of Danish pedagogical practice.» In Social Pedagogy and Working with Children and Young People. Where Care and Education Meet, edited by C. Cameron and P. Moss, 141–158. London: Jessica Kingsley Publishers.
38. Kaga, Y., J. Bennett and P. Moss. 2010. Caring and Learning Together. A cross-national study on the integration of early childhood care and education within education. Paris. UNESCO.
39. Keil, J., P. Pasternack, and N. Thielemann. 2013. «Frauen und Manner in der Fruhpadagogik. Eine genderbezogene Bestandsaufnahme.» Gender, Zeitschrift fur Geschlecht, Kultur und Gesellschaft 5 (1): 129–137.
40. Koordinationsstelle „Maenner in Kitas». 2014. Forschung. Trends und Prognosen. [Online] Accessed September 2, 2014. http://www.koordination-maennerinkitas.de/
41. Koordinationsstelle „Maenner in Kitas», eds. 2013/2014. MEHR Manner in Kitas. Analysen, Erfahrungen und Strategien. Handreichungen fur die Praxis. Berlin: Eigendruck.
42. Kunnskapsdepartementet. 2010. Nye barnehager i gamle spor? Hva vi gjor, og hva vi tror.
43. Status for likestillingsarbeidet i norske barnehager 2010. Statusrapport fra Handlingsplan for likestilling i barnehage og grunnopplring (2008-2010). Oslo: Kunnskapsdepartementet.
44. Lamb, M. E. 1975. «Fathers: Forgotten Contribution to Child Development.» Human Development 18: 245–266.
45. Lamb, M. E., ed. 2004. The Role of the Father in Child Development. 4th ed. Hoboken, NJ: John Wiley and Sons.
46. Le Camus, J. 2000. Le vrai role du pere. Paris: Editions Odile Jacob. [German edition (2001): Vater. Die Bedeutung des Vaters fur die psychische Entwicklung des Kindes. Weinheim: Beltz].
47. Lysklett, O. B., and K. Emilsen. 2007. De er mange, de er motiverte, de er menn i natur– og friluftsbarnehage! Sluttrapport fra prosjektet «Menn i natur– og friluftsbarnehager». Trondheim: DMMH.
48. Moyles, J. 2001. «Passion, Paradox and Professionalism in Early Years Education.» Early Years 21 (2): 81–95.
49. Murray, S. B. 1997. «It’s Safer this Way. The Subtle and Not-so-subtle Exclusion of Men in Child Care.» In Subtle Sexism – Current Practice and Prospects for Change, edited by Nijole V. Benokraitis, 136–153. London: Sage.
50. National Education Statistics. 2014. National Education Statistics 2013/14. Ankara: Ministry of National Education. Accessed January 14, 2015. http://sgb.meb.gov.tr/istatistik/meb_istatistikleri_orgun_egitim_2013_2014.pdf
51. Noddings, N. 1984. Caring: A Feminine Approach to Ethics. Berkeley: University of California Press.
52. Norwegian Ministry of Education and Research. 2008. Action Plan for Gender Equality in Kindergarten and Basic Education. Oslo: Ministry of Education. Accessed January 14, 2015. http://www.regjeringen.no/upload/KD/Vedlegg/Barnehager/likestilling/Gender_Equality.pdf
53. Oberhuemer, P., I. Schreyer, and M. J. Neumann, eds. 2010. Professionals in Early Childhood Education and Care Systems. European Profiles and Perspectives. Opladen: Barbara Budrich.
54. OECD. 2014. Education at a Glance. Gender Distribution of Teachers. Accessed January 14, 2015. http://www.oecd.org/edu/Education-at-a-Glance-2014.pdf
55. Opheim, V., E. Waagene, K. V. Salvanes, C. Gjerustad, and S. Holen. 2014. Hvem skal troste Knottet – hvem kan endre monsteret? Statusundersokelse – Likestilling i barnehagen. Rapport 30/2014. Oslo: Nordisk institutt for studier avinnovasjon, forskning og utdanning.
56. Peeters, J. 2003. «Men in Childcare: An Action-research in Flanders.» International Journal of Equity and Innovation in Early Childhood 1 (1): 72–83.
57. Peeters, J. 2007. «Including Men in Early Childhood Education: Insights from the European Experience.» New Zealand Research in Early Childhood Education 10: 15–24.
58. Peeters, J. 2008. The Construction of a New Profession. A European Perspective on Professionalism in ECEC. Amsterdam: SWP.
59. Peeters, J. 2012. «Can Research Realize a Bit of Utopia? The Impact of Action-research on the Policy of Childcare in Flanders.» Early Years. An International Journal of Research and Development 32 (2): 159–170.
60. Peeters, J. 2013. «Towards a Gender Neutral Interpretation of Professionalism in ECEC.»
61. Revista Espanola de Educacion Comparada. La Educacion Infantil en Perspectiva Europea ano (21): 119–43.
62. Peeters, J., K. Van Laere, M. Vandenbroeck, and G. Roets. 2014. «Vers la fin de l’ hegemonie de la feminisation du travail. Repenser la dualite corps:esprit dans l’ accueil et l’ education de la petite enfance.» In L’egalite des filles et des garcons des la petite enfance, edited by F. Hauwelle, M. N. Rubio, and S. Rayna, 85–106. Toulouse: Edition Eres.
63. Pellegrini, A., and P. K. Smith. 1998. «Physical Activity play: The Nature and Function of a Neglected Aspect of Play.» Child Development 69 (3): 577–598.
64. Petersen, N. 2014. «The ‘Good’, the ‘Bad’ and the Ugly’? Views on Male Teachers in Foundation Phase Education.» South African Journal of Education 23 (1) (n.p.). Accessed January 10, 2015. http://www.sajournalofeducation.co.za/index.php/saje/article/view/772/394. doi: 10.15700/201412120926.
65. Reed, Th. L. 2005. «A qualitative Approach to Boys Rough and Tumble Play: There is more than Needs the Eye.» In Play: An Interdisciplinary Synthesis, edited by F. F. McMahon, D. E. Lytle, and B. Sutton-Smith, 53–71. Lanham, MD: University Press of America .
66. Rohrmann, T. 2012a. «Wo keine Manner sind, da hilft auch keine Quote.» In Jungen als Bildungsverlierer. Brauchen wir eine Mannerquote in Kitas und Schulen?, edited by K. Hurrelmann and T. Schultz, 250–259. Weinheim: Beltz.
67. Rohrmann, T. 2012b. «Mehr Manner durch Hochschulausbildungen?» KiTa aktuell Ausgabe NRW 9: 213–217.
68. Rohrmann, Tim. 2014a. «Davantage d’hommes dans les Kitas en Allemagne. Renforcement des stererotypes ou chance pour l’egalite des sexes?» In L’egalite des filles et des garcons des la petite enfance, edited by F. Hauwelle, M.-N. Rubio, and S. Rayna, 107–127. Toulouse: edition eres.
69. Rohrmann, T. 2014b. «Manner in Kitas: Zwischen Idealisierung und Verdachtigung.» In Mannlichkeiten. Geschlechterkonstruktionen in padagogischen Institutionen. Jahrbuch Frauen– und Geschlechterforschung in der Erziehungswissenschaft, Band 10, edited by J. Budde, Ch. Thon, and K. Walgenbach, 67–84. Opladen: Barbara Budrich.
70. Rohrmann, T., and P. Thoma. 1998. Jungen in Kindertagesstatten. Ein Handbuch zur geschlechtsbezogenen Padagogik. Freiburg: Lambertus.
71. Rose, L., and M. May. 2014. Mehr Manner in die soziale Arbeit? Opladen: Barbara Budrich.
72. Sak, R. Sahin Sak, I.T. and Yerlikaya, I. 2015 Behavioral management strategies: Beliefs and practices of male and female Early Childhood teachers. European Early Education research Journal. accepted for publication
73. Sandseter, E. B. 2014. «Early Childhood Education and Care Practitioners’ Perceptions of
74. Children’s Risky Play: Examining the Influence of Personality And Gender.» Early Child Development and Care 184 (3): 434–449.
75. Shildrick, M. 1997. Leaky Bodies and Boundaries. Feminism, Postmodernism and (Bio)ethics. London: Routledge.
76. Shonkoff, J. P., and D. Phillips. 2000. From Neurons to Neighborhoods: The Science of Early Childhood Development. Washington, DC: National Academy Press.
77. Statistisches Bundesamt. 2014. Statistiken der Kinder– und Jugendhilfe. Kinder und tatige
78. Personen in Tageseinrichtungen und in offentlich geforderter Kindertagespflege am 1.03.2014. Wiesbaden: Statistisches Bundesamt.
79. Statistisk sentralbyra. 2014. Ansatte i barnehager, etter stilling og kjonn. Accessed January 12, 2015. https://ssb.no/utdanning/statistikker/barnehager/aar-endelige/2014-04-25?fane= tabellandsort=nummerandtabell=173801
80. Storli, R. 2012. «‘Vil du v.re med pa leken, far du tale steken’: om boltrelek og lekeslassing I barnehagen.» Forste steg 2: 10–13.
81. Storli, R., and T. Moser. 2014. «Boltrelek og lekeslassing i et utviklingsperspektiv.» In Utvikling. Lek og l.ring i barnehagen. Forsking og praksis, edited by V. Glaser, I. Storksen, and M. B. Drugli, 127–140. Bergen: Fagbokforlaget.
82. Vandenbroeck, M., and J. Peeters. 2008. «Gender and Professionalism: A Critical Analysis of Overt and Covert Curricula.» Early Child Development and Care 178 (7–8): 703–15.
83. Van Laere, K., J. Peeters, and M. Vandenbroeck. 2012. «The Education and Care Divide: The Role of the Early Childhood Workforce in 15 European Countries.» European Journal of Education 47 (4): 527–41.
84. Van Laere, K., M. Vandenbroeck, G. Roets, and J. Peeters. 2014. «Challenging the Feminisation of the Workforce: Rethinking the Mind-body Dualism in ECEC.» Gender and Education 26 (3): 232–245.
85. Wohlgemuth, U. G. 2012. «Motivation von Mannern in sozialen Berufen – Forderung von Quereinsteigern in Danemark.» In Manner in Kitas, edited by M. Cremers, S. Hoyng, J. Krabel, and T. Rohrmann, 387–403. Opladen: Barbara Budrich.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

гендер, гендерный баланс, дошкольные педагоги мужского пола, телесность, разнообразие