ISSN 1997-9657
       

Петрова Е.А., Донцов Д.А., Козьяков Р.В. Психологическая коррекция самопрезентации старших дошкольников, имеющих речевые нарушения

Аннотация

Одно из важных психологических приобретений дошкольного возраста – формирование «образа “Я”» (комплекса представлений о себе как о физическом и психосоциальном субъекте) и способность к представлению себя окружающим. «Образ “Я”», а также стратегии, вербальные и невербальные способы его самоподачи в ситуациях представления себя окружающим, – обозначается как самопрезентация в широком смысле слова. Целью нашей работы стало изучение особенностей самопрезентации детей старшего дошкольного возраста – воспитанников детского сада V вида для детей с нарушениями речи. В эмпирической и экспериментальной частях нашего исследования было проведено изучение особенностей самопрезентации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Это было осуществлено в форме диагностики вербального и невербального (рисунок) представления самих себя детьми другим людям. Нами были выявлены основные истоки имеющихся у детей нашей выборки проблем самопрезентации, обусловленные слабой степенью опосредствования речью психосоциальных смысловых аспектов личности. Из-за несформированности речевого опосредствования лексикон, используемый старшими дошкольниками, не несет той смысловой нагрузки, которая необходима детям для эффективного самопредставления окружающим людям. В соответ­ствии с этими данными психодиагностики, нами разработана и реализована психокоррекционная программа, направленная на развитие у детей 5–6 лет, с речевыми нарушениями, знаний о самих себе, формирование у них познавательных, речевых и коммуникативных умений в ситуациях самопрезентации.

Фрагмент статьи

Введение

В современной научной психологической литературе имеются различные работы, посвященные тем или иным аспектам самопрезентации, на которые мы опирались в теоретическом анализе: Веракса А.Н. (2008; 2011; 2012), Веракса Н.Е. (2008; 2012), Жуков Ю.М. (2015), Петрова Е.А. (2015), Пикулева О.А. (2013) и др.

Мы выяснили, что в текущий период не существует общепринятого понимания феномена самопрезентации. Тем не менее, суммируя разные подходы, мы это понятие определяем как совокупность вербальных и невербальных способов общения (умений, навыков), с помощью которых человек представляет (презентирует) себя другому человеку. Согласно психосемиотическому подходу, самоподача «образа “Я”» может носить характер различной содержательной трансформации понимания своих субъектных особенностей, что имеет место как осознанно, так и не осознанно. В одних случаях осознаваемые характеристики «образа “Я”» раскрываются, в других маскируются, в третьих являются саморекламой (Петрова Е.А., 2015 и др.).

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием сферы общения. Старшие дошкольники, в рамках взаимодействия с другими людьми в условиях детского сада, и в социуме в целом, часто попадают в ситуации знакомства с новыми людьми, требующие интенсивного установления межличностного контакта. Эти ситуации требуют от ребенка умения представить себя другому. Исследования дошкольного возраста, проведенные с комплексных позиций, например, работы Веракса А.Н. (2008; 2011; 2012) и Веракса Н.Е. (2008; 2012; 2014), показывают, что эти умения связаны с представлениями о себе, со способностью ребенка к самопредставлению, самоподаче своего «образа “Я”». Однако, специализированные исследования особенностей самопрезентации детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития, на сегодня практически отсутствуют. В то же время эта проблема оказывается остроактуальной в связи с растущей необходимостью выявления условий и факторов увеличивающейся психосоциальной депривации таких дошкольников и школьников, а также важностью нивелирования лишних сложностей в межличностных внутригрупповых отношениях детей и подростков.

Список литературы

1. Веракса А.Н. «Теория сознания» и символизация в дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. – 2011. – №4. – С. 9–16.
2. Веракса А.Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве / А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №1. – С. 12–21.
3. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.
4. Венгер А.Л. Психологические типы детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 2014. – №3. – С. 37–45.
5. Донцов Д.А. Наиболее значимые для обучения в начальной школе параметры развития личности старших дошкольников / Д.А. Донцов, С.В. Власова, О.Е. Тихолаз // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: Мате­риалы II Международной научной кон­фе­рен­ции. Самара, 25–26 марта 2016 года. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». Часть 1. – Самара: СГСПУ; ООО «Научно-технический центр», 2016. – С. 175–188.
6. Донцов Д.А. Основы психологического консультирования. Учебное пособие / Д.А. Донцов, М.В. Донцова, Л.В. Сенкевич, Е.А. Поляков, Р.К. Седых. Отв. ред. Д.А. Дон­цов. – СПб.: Речь, 2013. – 224 с.
7. Донцов Д.А. Психологическая го­товность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка / Д.А. Дон­цов, С.В. Власова, О.Е. Тихолаз // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов I Международной научно-практической кон­ференции: в 2-х частях. Часть 1 / Под общ. ред. С.С  Чернова. – Новосибирск: ЦРНС, 2016. – С. 30–41.
8. Жуков Ю.М. Научная теория и наукоемкая практика // Организационная психология. – 2015. – Т.5. – №4. – С. 29–38.
9. Карпов В.Ю. Комплексная реа­били­тация детей 5–6 лет с нарушениями речевых функций и задержкой пси­хического развития / В.Ю. Карпов, Р.В. Ко­зьяков, Н.А. Пилосян // Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Ивановской области. Материалы II научной конференции. Отв. ред. Н.А. Шмелева. – 2016. – С. 69–72.
10. Козьяков Р.В. Самопрезентация дошкольников с нарушением речи /
Р.В. Козьяков, В.С. Сагитова // Молодые ученые. – 2016. – № 7. – С. 430.
11. Махортова Г.Х. Расскажи историю. Проективная методика исследования личности ребенка. – М.: Когито-Центр, 2004. – 79 с.
12. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
13. Петрова Е.А. Визуальная психо­семиотика общения. – М.: 2015. – 322 с.
14. Петрова Е.А. Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Петрова, Р.В. Козьяков, И.И. Поташова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. Сборник материалов. – 2016. – С. 822–825.
15. Петрова Е.А. Психология развития: детство, отрочество, юность. Учебное пособие / Е.А. Петрова, Д.А. Донцов, Е.А. Поляков. – М.: АИМ, 2017. – 234 с.
16. Пикулева О.А. Теоретические подходы к пониманию самопрезентации личности через призму осознанности-неосознанности процесса // Психология. – 2013. – Т.10. – №4. –
С. 158–172.
17. Романова Е.С. Графические методы по психологической диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина – М.: Дидакт, 1991. – С. 145–163.
18. Филичева Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2012. – №1. – С. 139–150.
19. Щетинина А.М. Диагностика соци­ального развития ребенка. – Великий Новго-род: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
20. Эльконин Б.Д. Особенности знакового опосредования при решении творческих задач // Психологическая наука и образование. – 1997. – №3. – С. 55.
21. Kozjakov R.V. Educating social-profile specialists for working with a family of a child with health limitations: competence approach / R.V. Kozjakov, S.N. Fomina, A.I. Rybakova, V.V. Sizikova, E.A. Petrova // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. – 2015. – Т.6. – №1. – С. 1852–1861.
22. Petrova E.A. Modern technologies of working with families of children with disabilities / E.A. Petrova, I.I. Potashova, R.V. Kozyakov // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – № 233. – С. 231–235.
23. Petrova E.A. Social and personal factors of stable remission for people with drug addictions / E.A. Petrova, O.O. Zavarzina, I.P Kytianova., R.V. Kozyakov // Psychology in Russia: State of the Art. – 2015. – Т.8. – №4. – С. 126–138.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

самопредставление, самопрезентация, нарушения речи, развитие речи, психологиче­ская коррекция