ISSN 1997-9657
       

Колдина Д.Н. Плоскостная лепка

№4 2009 Колдина Д.Н. Плоскостная лепка
Фрагмент статьи

Лепка из пластилина – это создание объемных (скульптурных) фигур и плоскост­ных (рельефных) картинок. Нам, взрослым, более привычно объемное изображение предметов. И когда мы начинаем знакомить детей с возможностями пластилина, то лепим именно объемные поделки. Наши манипуляции с пластилином для детей подобны волшебству. Еще бы, на глазах у ребенка один и тот же бесформенный пластилиновый комок превращается то в змейку, то в медвежонка... Таким образом мы решаем первоочередную задачу – вызываем у ребенка интерес к действиям с пластилином. Мы лепим, ребенок наблюдает. Но вот малыш впервые берет пластилин в руки… Двухлетний малыш еще не умеет воспроизводить объемные изображения. Его маленьким ручкам не справиться с большим куском пластилина, а неловким пальчикам трудно обрабатывать и соединять детали. Но не хочется зря терять время и дожидаться, когда ребенок сможет лепить что-то серьезное. Ведь для творчества важен не результат, а испытание чувства радости от процесса. Поэтому лучше начать обучение ребенка лепке с создания плоскостных картин, в которых на первых порах не нужны особые умения и навыки.

Детям постарше на основе плоскостной лепки можно показать новые способы изображения предметов, тем самым повысив возможности детей и сделав их работы более разнообразными, содержательными, творческими.

Многим знаком прием нанесения пластилина на картон внутри изображенного контура предмета или вырезанного шаблона (например, яблока, огурца, мячика и т. д.). Нужно отрывать небольшие кусочки пластилина и прикреплять или размазывать на картоне. Но есть и другие оригинальные способы соз­дания плоскостных картинок из пластилина.

В начале любого занятия необходимо эмоционально затронуть детей. Какой малыш не захочет помочь Машеньке напечь пирожки или слепить кораблик для доктора Айболита, чтобы тот отправился в далекое путешествие к берегам Африки? Тем самым мы воспитываем в детях чувство сострадания, отзывчивость, доброту и ответственность.

«Шишки для Мишки» («налеп»)

Предыстория. Помните потешку «Мишка косолапый, по лесу идет, шишки собирает, в корзиночку кладет…». Все дети с удовольст­вием изображают неуклюжую походку медвежонка, хлопают себя по лбу, топают ножкой. А если попросить детей помочь собрать Мишке шишки в корзинку – они с удовольствием примутся за дело.

Материал. Коричневый пластилин, игрушечный медвежонок или вылепленный из пластилина, вырезанные из картона корзинки (очень выигрышно смотрятся работы, выполненные на гофрированном картоне), дощечка для лепки (а еще лучше клеенка-подкладка), тряпочка.

Ход работы

1. Если это одно из первых занятий или дети слишком маленькие, заранее приготовьте маленькие пластилиновые шарики диаметром 5–7 мм или предложите малышам самим отрывать небольшие кусочки пластилина.

В дальнейшем нужно учить ребят скатывать сначала между ладоней, а затем пальчиками такие шарики.

2. Ребенок берет пластилиновый шарик или кусочек и прикрепляет его к корзинке, слегка надавливая.

3. Наполненную шишками корзину ребенок показывает медвежонку, который, в свою очередь, благодарит и хвалит работу ребенка.

Варианты работ. Методом «налепа» можно сделать множество работ: точки на спинке божьей коровки, пятнышки на жирафе, панцирь черепахи, пирожки для Машеньки и медведя, украшения на новогоднюю елку, матрешку, наряд клоуна, кружочки на посуде (чайнике, кастрюле, чашке), колеса к машине, кнопки телефона, яблоки на яблоне, мячики, бусы, орешки, ягодки, цветы, снег, дождь и т. д.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.