ISSN 1997-9657
       

По каким программам работать?

Полный текст

После опубликования осенью 2013 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО или Стандарт) самым обсуждаемым вопросом среди специалистов был, наверное, вопрос о примерных программах дошкольного образования, с учетом которых каждая дошкольная образовательная организация (далее ДОО) должна разработать и написать свою образовательную программу дошкольного образования (далее Программа).

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования написано:

«1.7. Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – примерные программы)...

2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ...»

При этом в пункте 2.2 Стандарта читаем:

«2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее – Группы) могут реализовывать разные Программы».

Хотя в Стандарте однозначно говорится о вариативных примерных программах (см. п. 1.7, подпункт 2) и при этом словосочетание «Примерные программы» употребляется во множественном числе, тем не менее, в профессиональном сообществе постоянно шли дискуссии о том, как будет реализована вариативность примерных программ. Постоянно поднимался вопрос о том, что Примерная программа будет всего одна. Все ждали создания экспертного совета и формирования реестра примерных программ.

За это время большинство авторских коллективов переработали свои программы в соответствии с ФГОС ДО, кроме того, было разработано много новых проектов примерных программ. Некоторые из этих программ были рассмотрены в различных УМО (учебно-методических объединениях) и получили подтверждения того, что они соответствуют ФГОС ДО и могут использоваться как примерные программы.

Тем не менее, до включения в реестр ни один из проектов не имел официального статуса Примерной программы дошкольного образования.

Наконец, 20 мая 2015 года (более чем через полтора года после опубликования ФГОС ДО) в официальном Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации была опубликована Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (далее – ПООП). Эта Программа была рассмотрена и одобрена в Российской академии образования на заседании Федерального учебно-методического объединения УМО по общему образованию, после чего была опубликована в Реестре. Ни одна другая программа дошкольного образования там не рассматривалась и к рассмотрению не принималась.

Сразу возникают вопросы: как соотносится включенная в Реестр Примерная программа с остальными программами, и как поступать в данной ситуации руководителям ДОО? Надеемся, что в ближайшее время поступят официальные разъяснения по этому вопросу Министерства образования и науки Российской Федерации. Однако некоторые выводы можно сделать и до официальных разъяснений, опираясь на текст Примерной программы и ФГОС ДО.

Во-первых, обратим внимание на то, что ПООП, как написано во введении к ней, является «рамочной», в ней нет детальной проработки многих вопросов, необходимых Организации для самостоятельной разработки и утверждения своей основной общеобразовательной программы. Поэтому разработчики ПООП рекомендуют дошкольным организациям при формировании своей Программы опираться на широкий спектр существующих программ. Во введении к Примерной программе читаем следующее:

«Программа является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее – Организации), самостоятельно разрабатывают и утверждают основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

По своему организационно-управленче­скому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.

Рамочный характер Примерной программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа Организации. Модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах широкого спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования».

Далее, в Пояснительной записке к ПООП в разделе 1.1.1 «Цели и задачи Программы» читаем:

«Решая одну из важных задач по разработке своей основной образовательной программы, Организации смогут выбрать и использовать в своей работе образовательные программы (см. п. 24 «Перечень литературных источников»), а также подобрать необходимые для ее конструирования и реализации методические и научно-практические материалы, соответствующие Стандарту».

Это хороший способ сохранить вариативность дошкольного образования в условиях одной ПООП. При таком подходе отпадает необходимость включать множество примерных программ дошкольного образования в реестр, так как педагоги могут продолжать работать по своим, соответствующим ФГОС ДО программам.

Итак, опубликованная в Реестре Примерная программа дошкольного образования является рамочной и поддерживает принцип вариативности. Это позволяет дошкольным образовательным учреждениям самостоятельно разрабатывать основную образовательную программу дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, с учетом ПООП и на основе существующих комплексных и парциальных программ дошкольного образования. С существующими программами дошкольного образования можно ознакомиться на сайте ФИРО, на электронном ресурсе http://Navigator.firo.ru («Навигатор образовательных программ дошкольного образования»).

Список программ, опубликованных в «Навигаторе образовательных программ дошкольного образования»

  1. Березка / Авторы С.А. Трубицына, В.К. Заг­воздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В. Фишер, Т.А. Икон­никова, К.И. Бабич.
  2. Вдохновение / Под редакцией И.Е. Фе­до­совой.
  3. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Автор Н.В. Нищева.
  4. Детский сад – дом радости / Автор Н.М. Кры­лова.
  5. Детский сад по системе Монтессори / Под редакцией Е.А. Хилтунен.
  6. Детство / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
  7. Диалог / Под редакцией О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько.
  8. Дошколка.ру / Автор С.П. Циновская.
  9. Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под редакцией Л.В. Лопатиной.
  10. Золотой ключик / Под редакцией Г.Г. Кравцова.
  11. Истоки / Под редакцией Л.А. Парамоновой.
  12. Мир открытий / Под редакцией Л.Г. Петер­сон, И.А. Лыковой.
  13. Мозаика / Авторы В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева.
  14. На крыльях детства / Под редакцией Н.В. Микляевой.
  15. Открытия / Под редакцией Е.Г. Юдиной.
  16. От рождения до школы / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  17. Первоцветы / Под редакцией Н.В. Микляевой.
  18. Первые шаги / Авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.
  19. Радуга / Под редакцией Е. В. Соловьевой.
  20. Разноцветная планета, часть 1 / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой.
  21. Разноцветная планета, часть 2 / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой.
  22. Тропинки / Под редакцией В.Т. Кудрявцева.
  23. Успех / Под редакцией Н.В. Фединой.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.