ISSN 1997-9657
       

Павленко И.Н., Колесникова О.В. Познавательно-игровой проект «Почта Ученого Кота»

Полный текст

«Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы.»
(А. Кинг)

Как отбить желание быть любознательным? Это проще простого! Пару раз не ответить на вопрос, отмахнуться («Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…»). А самым подходящим ответом станет веское: «Почему? Потому что». Или посмеяться над сказанной ребенком нелепостью. Не получая ответы на вопросы, ребенок рано или поздно перестанет их задавать.

К сожалению, такое происходит все чаще, а ведь ответы на казалось бы наивные вопросы нужны маленькому человеку, чтобы ориентироваться в окружающем мире. Благодаря вопросам, он прокладывает путь в неизвестное. Умение задавать вопросы — это искусство, которому мы учимся всю жизнь.

Мы поможем малышу, придадим уверенность, если научим его правильно формулировать вопросы и не бояться этого делать. Множество взрослых людей боятся переспросить, если не поняли что-то или задать собеседнику интересующий вопрос. А в результате совершают массу ошибок, которых легко можно было бы избежать. Это те люди, у которых в детстве отбили желание что-либо спрашивать или попросту не научили. Очень важно убедить малыша, что чего-то не знать — не стыдно. Стыдно не искать ответа.

Чтобы дети не боялись и умели задавать вопросы, обращаться за помощью, в нашем центре начал реализовываться познавательно-игровой проект «Почта Ученого Кота». Ученый Кот, которому уже 190 лет (придумал его А. С. Пушкин) живет сейчас в нашей экологической лаборатории. Всем детям нашего Центра известно, что Кот – долгожитель, прочитал за свою жизнь много книг и может ответить почти на любой вопрос. У Кота очень много друзей и, если он чего-то не знает, то обязательно спросит у того, кто может ответить правильно. Вот и приходят нашим детям письма от красного кота Куки, живущего в кабинете английского, от Чевостика, из библиотеки, от лошадки, катающей детей в зоопарке и даже от воробья, живущего под нашей крышей.

Работать почта начала после того, как во всех группах появились объявления, что Ученый Кот любит получать письма и отвечать на них. При входе в здание центра мы поместили почтовый ящик с надписью «Почта Ученого Кота» и сообщили родителям, как почта будет работать.

Первые письма выглядели как обычные записки, в них содержался только вопрос и имя ребенка, задавшего его. Когда в группу принесли первое письмо с ответом, девочка скромно убрала письмо в свой шкаф, чтобы прочитать вечером дома. Реакция других детей была очень бурной. Они взялись самостоятельно писать Коту. Вот и первая опасность: дети не должны писать самостоятельно, чтобы не закреплять ошибки в письменной речи. Об этом мы сразу же поговорили с воспитателями и они, призвав на помощь родителей, стали помогать детям в переписке. Оказалось, что даже взрослые не всегда владеют правилами эпистолярного жанра. Это не удивительно, ведь сейчас все пользуются Интернетом. Но всегда правильно оформленные ответы Кота привели к тому, что и детские письма стали правильно оформляться. Появились слова «здравствуй» и «до свидания», рассказы о впечатлениях от предыдущих писем.

Для нас очень важно, что дети обращаются к взрослым за помощью в написании письма, ведь это не только помогает избежать ошибок, но и устанавливает эмоциональный контакт между детьми и родителями. Занятые работой взрослые вдруг замечают, что ребенка волнуют интересные вещи. Ответ Кота, также прочитывается взрослыми. Кроме того, почти на каждый вопрос «как?» Кот предлагает провести простой эксперимент, который, чаще всего невозможно осуществить в условиях детского сада. Например, получить «волшебные чернила» из крахмала и йода.

Часто эксперимент, предложенный ребенку, предельно прост и известен родителям. Это дает возможность маме или папе более точно объяснить ребенку происходящее. Например, на вопрос «Зачем белке такой пушистый хвост?» можно просто ответить, что это – руль, парашют и одеяло для зверька. Но, если предложить в качестве наглядного пособия обыкновенный бумажный самолетик, то все становится просто и ясно. К тому же, опыт может стать началом занимательной игры папы с ребенком.

Беседуя с детьми о письмах Кота, мы с удивлением обнаружили, что все термины, употребляемые в письмах-ответах, свободно используются детьми в речи. Например, сочетание «звездная туманность» нехарактерно для шестилетнего ребенка, но, как оказалось, вполне доступно для его понимания. Этот термин упоминался в ответе на вопрос «Как появилась планета Земля?» Здесь же был предложен несложный опыт с воздушным шариком в тепле и на морозе, чтобы показать, как сжимается газ при холодной температуре. Этот опыт, несмотря на простоту, заинтересовал ребенка и вызвал желание рассказать другим о его проведении и результатах.

Часто при написании ответа сложность состоит не в том, что ответить, а в том, как ответить, чтобы малыш понял, чтобы у него появилось желание спрашивать снова и снова.

Иногда из одного вопроса возникает целый исследовательский проект, ценность которого именно в том, что вопрос задали сами дети, а значит, им это действительно интересно.

Вот, например, пришло Коту письмо с вопросом «Откуда берутся цветы?» Легко ли ответить так, чтобы было понятно? Вот и присылает Кот в группу посылку с луковицами, корневищами и семенами цветов и подробно рассказывает, что со всем этим делать. Конечно, выгонка луковиц здесь не предусматривалась, но дети смогли сами посадить растения и понаблюдать за процессом их роста и цветения. Они измеряли длину ростков, зарисовывали листья и бутоны и к 8 Марта смогли порадовать мам цветущими нарциссами. А Кот с удовольствием получает письма-описания происходящего с растениями.

На наш взгляд важно, чтобы дети могли видеть того, кому адресованы их письма. Это помогает поддерживать интерес к игре. Наш Кот живет в экологической лаборатории. У него есть скамеечка под волшебным деревом, с которой он наблюдает за экологическими занятиями детей. Дети знают, что Кот не умеет говорить по-человечески, но, умеет слушать, читать и писать, а это – очень важные качества для друга. Всегда можно в перерыве подойти к Коту, погладить его, поговорить с ним.

Предложенная нами игра интересна детям: зная, что товарищ получил интересный ответ, дети задают такой же вопрос в собст­венном письме, желая, видимо, иметь свое письмо с таким же ответом.

Родители рассказывают, что малыш, не будучи, по сути, почемучкой, вдруг начинает придумывать вопросы, внимательно смотреть по сторонам, чтобы увидеть необычное и спросить только для того, чтобы иметь возможность опустить письмо в почтовый ящик и затем получить ответ на глазах всех детей в группе.

Иногда мамы, предвосхищая получение ответа, говорят: «Мы Ученому Коту вот какой вопрос придумали… А ну-ка, пусть попробует ответить!» Такой интерес со стороны родителей важен для нас, так как именно он позволяет родителям увидеть в ребенке равного собеседника и партнера в познании мира.

Мы считаем, что «Почта Ученого Кота» – удачный проект, направленный на развитие познавательной активности дошкольников и позволяющий сочетать игру, как основной вид деятельности детей, с ненавязчивым и научно обоснованным обучением.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.