ISSN 1997-9657
       

Арндт А.К., Роте А., Урбан М., Вернинг Р.  Поддержка и стимулирование социально-экономически уязвимых детей в их обучении: взгляды родителей и педагогов на проблему перехода от дошкольного к школьному образованию

№10 2014 Арндт А.К., Роте А., Урбан М., Вернинг Р.  Поддержка и стимулирование социально-экономически уязвимых детей в их обучении: взгляды родителей  и педагогов на проблему перехода от дошкольного  к школьному образованию
Аннотация

Особенность перехода от дошкольного к школьному образованию в Германии заключается в том, что эти образовательные ступени находятся в сфере ответственности разных министерств. «Экологическая и динамическая модель переходного периода» Римм-Кауфман и Пьянты применяется здесь для анализа взглядов родителей и педагогов на проблему перехода социально-экономически уязвимых детей от одной ступени образования к другой. В соответствии с этой моделью, мы исследуем взаимодействие двух микросистем, влияющих на образовательный процесс, – семьи и дошкольного учреждения. Исследование производится на основе квалитативного анализа данных и лонгитюдного метода. Статья посвящена трехлетнему периоду, предшествующему поступлению детей в школу. Здесь рассмотрены позиции родителей и педагогов по поводу поддержки детского обучения в двух контекстах – семейном и институциональном. Увиденные нами противоречия во взглядах обеих сторон на дошкольное образование ставят под сомнение успешность реализации концепции образовательного партнерства.

Фрагмент статьи

Введение

В Германии дети идут в школу в шестилетнем возрасте, причем большинство из них (92,3%) имеют к этому времени опыт посещения дошкольных учреждений (Bock-Famulla and GroЯe-Wцhrmann, 2010). Учебная модель, сконцентрированная сугубо на достижении образовательных результатов, не уделяет должного внимания проблеме перехода от дошкольного к школьному образованию (Pianta and Rimm-Kaufman, 2008, 491). Она не учитывает всю сложность переходного процесса, а также зависимость развития ребенка от внешних факторов. Именно поэтому в своем исследовании мы намерены обратиться к Экологической и динамической модели переходного периода (Rimm-Kaufman and Pianta, 2000), в основу которой лег экологический подход Бронфенбреннера (Bronfenbrenner and Morris, 1998). Согласно этой модели, переходный период характеризуется сложной взаимосвязью между ребенком и различными микросистемами, в которые он включен. Поскольку большинство современных детей посещают дошкольные учреждения, именно семью и дошкольное учреждение следует рассматривать как две важнейшие микросистемы, воздейст­вующие на ребенка.

Настоящая статья посвящена позициям родителей и педагогов по поводу поддержки и стимулирования ребенка на самой ранней стадии его обучения. Здесь представлены результаты первой фазы лонгитюдного исследовательского проекта «Учебный опыт в переходный период от дошкольного к школьному образованию» (The Learning Experiences During the Transition from Early Education to School).

В статье рассмотрена проблема взаимосвязи между такими важными микросистемами, как семья и дошкольное учреждение.

В центре внимания нашего исследования находятся социально-экономически уязвимые дети и их семьи. В 2004 г. 14,8% немецких детей в возрасте до 10 лет в той или иной степени испытывали нужду (относительно среднего уровня жизни в Германии) (Heimlich, 2008; также см. OECD, 2005). Относительная бедность того или иного ребенка становится возможной в силу таких факторов, как отсутствие одного из родителей, иммигрантское происхождение, многодетность семьи, безработные или мало зарабатывающие родители (Bundesregierung, 2008; Butterwegge, 2010). Исследование этой проблемы требует всесторонней концептуализации понятия «социально-экономическая уязвимость». Для анализа условий жизни уязвимых семей применяется концепт «жизненных обстоятельств» (см. Doring, Hanesch, and Huster, 1990): социально-экономическая ситуация отдельной семьи рассматривается в свете различных сторон жизни, что позволяет наиболее полно и разносторонне охарактеризовать природу уязвимости.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Barbarin, O.A., D. Early, R. Clifford, D. Bryant, P. Frome,M. Burchinal, C. Howes, and R. Pianta. 2008. “ParentalConceptions of SchoolReadiness:Relation toEthnicity, Socioeconomic Status, and Children’s Skills.” Early Childhood and Development 19 (5): 671–701.
2. Bauer, P., and E. J. Brunner, eds. 2006. Elternpдdagogik: Von der Elternarbeit zur Erziehungspartnerschaft. Freiburg im Breisgau: Lambertus.
3. Baumert, J., E. Klieme, M. Neubrand, M. Prenzel, U. Schiefele, W. Schneider, P. Stanat, K.-J.Tillmann, and M. Weiss, eds. 2001. PISA 2000: Basiskompetenzen von Schьlerinnen und Schьlern im internationalen Vergleich. Opladen: Leske und Budrich.
4. Baumert, J., and G. Schumer. 2001. Familiдre Lebensverhдltnisse, Bildungsbeteiligung und
5. Kompetenzerwerb. In PISA 2000: Basiskompetenzen von Schьlerinnen und Schьlern im internationalen Vergleich, edited by J. Baumert, E.Klieme,M. Neubrand,M. Prenzel, U. Schiefele, W. Schneider, P. Stanat,K.-J. Tillmann, and M.Weiss, 323–407. Opladen: Leske und Budrich.
6. Baumert, J., P. Stanat, and R. Watermann. 2006. “Schulstruktur und die Entstehung differenzieller Lern– und Entwicklungsmilieus”. In Herkunftsbedingte Disparitдten im Bildungswesen: Differenzielle Bildungsprozesse und Probleme der Verteilungsgerechtigkeit. Vertiefende Analysen im Rahmen von PISA 2000, edited by J. Baumert, P. Stanat, and R. Watermann, 95–188. Wiesbaden: VS Verlag fur Sozialwissenschaften.
7. Beelmann, W. 2006. Normative Ьbergдnge im Kindesalter. Hamburg: Dr. Kovac.
8. Berry, G., and K. Schmidt. 2009. Ьbergang Kita – Schule zwischen Kontinuitдt und Herausforderung: Materialien, Instrumente und Ergebnisse des TransKiGs-Verbundprojekts. Weimar: Verlag das Netz.
9. Bertram, T., C. Pascal, A. Cranston, M. Whalley, P. Gammage, C. Tayler, S. Hebenstreit-Muller, et al. 2004. Integrierte Dienste im Elementarbereich. Erfahrungen und Vorschlдge fьr internationale Standards. Berlin: British Council.
10. Bock-Famulla, K., and K. Groβe-Wцhrmann. 2010. Lдnderreport frьhkindliche Bildungssysteme 2009: Transparenz schaffen – Governance stдrken. Gьtersloh: Bertelsmann Stiftung.
11. Bronfenbrenner, U., and P. A. Morris. 1998. “The Ecology of Developmental Processes.” In Handbook of Child Psychology. 5th ed., edited by W. Damon and R. M. Lerner, 993 – 1082. New York: Wiley.
12. Brostrцm, S. 2007. Communication and Continuity in the Transition From Kindergarten to School. In Informing Transitions in the Early Years: Research, Policy and Practice, edited by A. W. Dunlop, and H. Fabian, 52–63. Maidenhead: Open University Press.
13. Bruner, J. 1987. “Life as Narrative.” Social Research 54 (1): 11–32.
14. Bundesregierung. 2008. Lebenslagen in Deutschland. Der dritte Armuts – und Reichtumsbericht der Bundesregierung. Berlin. (Accessed March 23, 2011). http://doku.iab.de/externe/2008/k080626f02.pdf.
15. Butterwegge, C. 2010. Armut von Kindern mit Migrationshintergrund. Ausmaβ, Erscheinungsformen und Ursachen. Wiesbaden: VS Verlag fьr Sozialwissenschaften.
16. Cloos, P., and B. Karner. 2010. “Erziehungspartnerschaft? Auf dem Weg zu einer verдnderten Zusammenarbeit von Kindertageseinrichtung und Familien.” In Erziehung und Bildung von Kindern als gemeinsames Projekt: Zum Verhaltnis familialer Erziehung und цffentlicher Kinderbetreuung, edited by P. Cloos and B. Karner, 169–189. Baltmannsweiler: Schneider-Verlag Hohengehren.
17. Crozier, G., and J. Davies. 2007. “Hard to Reach Parents or Hard to Reach Schools? A Discussion of Home – School Relations, with Particular Reference to Bangladeshi and Pakistani Parents.” British Educational Research Journal 33 (3): 295–313.
18. Desimone, L. 1999. “Linking Parent Involvement with Student Achievement: Do Race and Income Matter?” The Journal of Educational Research 93 (1): 11–30.
19. Diamond, K.E., A.J. Reagan, and J.E. Bandyk. 2000. “Parents’ Conceptions of Kindergarten Readiness: Relationships with Race, Ethnicity, and Development.” The Journal of Educational Research 94 (2): 93–100.
20. Diller, A., H. R. Leu, and T. Rauschenbach, eds. 2010. Wie viel Schule vertrдgt der Kindergarten? Annaherung zweier Lernwelten. Mьnchen: Verlag Deutsches Jugendinstitut.
21. Dockett, S., and B. Perry. 2005. “A Buddy Doesn’t Let Kids Get Hurt in the Playground”: Starting School with Buddies. International Journal of Transition in Early Childhood, 1: 22–34. (Accessed April 4, 2011). http://extranet.edfac.unimelb.edu.au/LED/tec/pdf/ journal_dockett_perry.pdf.
22. Doring, D., W. Hanesch, and E.-U. Huster, eds. 1990. Armut im Wohlstand. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
23. Doucet, F., and J. Tudge. 2007. “Co-constructing the Transition to School: Reframing the Novice versus Expert Roles of Children, Parents, and Teachers from a Cultural Perspective.” In School Readiness and the Transition to Kindergarten in the Era of Accountability, edited by R. C. Pianta, M. J. Cox, and K. L. Snow, 307–328. Baltimore, MD: Brookes.
24. Dunlop, A.-W. 2007. Perspectives on Children as Learners in the Transition to School. In Informing Transitions in the Early Years: Research, Policy and Practice, edited by A. W. Dunlop, and H. Fabian, 98–110. Maidenhead: Open University Press.
25. Einarsdуttier, J. 2003. “When the Bells Rings We Have to Go Inside: Preschool Children’s Views on the Elementary School.” European Early Childhood Education. Themed Monograph No. 1, Transitions 35–49.
26. Einarsdуttier, J., B. Perry, and S. Dockett. 2008. “Transition to School Practices: Comparisons from Iceland and Australia.” Early Years: An International Journal of Research and Development 28 (1): 47–60.
27. Erikson, R., J. H. Goldthorpe, and L. Portocarero. 1979. “Intergenerational Class Mobility in Three Western European Societies: England, France and Sweden.” The British Journal of Sociology 30 (4): 415–441.
28. Evans, P., and M. Fuller. 1998. “The Purposes of Nursery Education in the UK: Parent and Child Perspectives.” European Early Childhood Education Research Journal 6 (2): 35–53.
29. Flick, U. 1997. The Episodic Interview: Discussion Papers in Qualitative Research 5. London: LSE Methodology Institute. (Accessed April 4, 2011). vwww2.lse.ac.uk/methodologyInstitute/pdf/QualPapers/Flick-episodic.pdf.
30. Flick, U. 2009. Qualitative Sozial-forschung: Eine Einfьhrung. 2nd ed. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt.
31.    Griebel, W., and R. Niesel. 2007. Co-constructing Transition into Kindergarten and School by Children, Parents and Teachers. In Informing Transitions in the Early Years: Research, Policy and Practice, edited by A. W. Dunlop, and H. Fabian, 64–75. Maidenhead: Open University Press.
32. Hebenstreit-Mьller, S., and A. Lepenies, eds. 2007. Early Excellence: der positive Blick auf Kinder, Eltern und Erzieherinnen. Berlin: Dohrmann.
33. Heimlich, U. 2008. “Die ‘Schule der Armut’. Armut und soziale Benachteiligung als Herausforderung an die Lernbehindertenpдdagogik.” Vierteljahresschrift fur Heilpдdagogik und ihre Nachbargebiete 77 (1): 11–22.
34. Honig, M.-S., M. Joos, and N. Schreiber. 2004. Was ist ein guter Kindergarten? Theoretische und empirische Analysen zum Qualitдtsbegriff in der Pдdagogik. Weinheim: Juventa-Verlag.
35. Jeynes, W. H. 2010. Parental Involvement and Academic Success. New York: Routledge.
36. Johansson, I. 2007. “Parents’ Views on the Transition to School and their Influence in this Process.” In Informing Transitions in the Early Years: Research, Policy and Practice, edited by A. W. Dunlop, and H. Fabian, 76–86. Maidenhead: Open University Press.
37. Lara-Cinisomo, S., A. S. Fuligni, S. Ritchie, C. Howes, and L. Karoly. 2008. “Getting Ready for School: An Examination of Early Childhood Educators’ Belief Systems.” Early Childhood Education Journal 35 (4): 343–349.
38.    Lave, J., and E. Wenger. 2007. Situated Learning: Legitimate Peripheral Participation. 17th Repr., Cambridge: Cambridge University Press.
39. Lawson, M. A. 2003. “School-Family Relations in Context. Parent and Teacher Perceptions of Parent Involvement.” In Urban Education 38 (1): 77–133.
40. Liebers, K. 2008. Kinder in der flexiblen Schuleingangsphase: Perspektiven fьr einen gelingenden Schulstart. Wiesbaden: VS Verlag fur Sozialwissenschaften.
41. Margetts, K. 2007. Planning Transition Programmes. In Informing Transitions in the Early Years: Research, Policy and Practice, edited by A. W. Dunlop, and H. Fabian, 111–122. Maidenhead: Open University Press.
42. Moscovici, S. 1995. “Geschichte und Aktualitдt sozialer Reprasentationen.” In Psychologie des Sozialen: Reprдsentationen in Wissen und Sprache, edited by U. Flick, 266–344. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt.
43. OECD. 2005. Extending Opportunities: How Active Social Policy Can Benefit us All. Paris: OECD Publishing, doi:10.1787/9789264007956-en (Accessed April 4, 2011).
44. Peters, S. 2007a. Literature Review: Transition from Early Childhood Education to School. Ministry of Education of New Zealand. (Accessed April 4, 2011). http://www.educationcounts.govt.nz/publications/ece/78823/1.
45. Peters, S. 2007b. Teachers’ Perceptions of Transitions. In Informing Transitions in the Early Years: Research, Policy and Practice, edited by A. W. Dunlop, and H. Fabian, 87–97. Maidenhead: Open University Press.
46. Pianta, R. C., and S. E. Rimm-Kaufman. 2008. “The Social Ecology of the Transition to School: Classrooms, Families, and Children.” In Blackwell Handbook of Early Childhood Development. 1st publ. in paperback, edited by K. McCartney and D. Phillips, 490–507. Malden, MA: Blackwell.
47. Rabe-Kleberg, U. 2010. “Bildungsarmut von Anfang an? Ьber den Beitrag des Kindergartens im Prozess der Reproduktion sozialer Ungleichheit.” In Bildungsungleichheit revisited: Bildung und soziale Ungleichheit vom Kindergarten bis zur Hochschule, edited by H.-H. Krьger, J. Budde, R.-T. Kramer, and U. Rabe-Kleberg, 45–54. Wiesbaden: VS Verlag. fьr Sozialwissenschaften.
48. Ramseger, J., and J. Hoffsommer. 2008. ponte. Kindergдrten und Grundschulen auf neuen Wegen. Berlin: Das Netz.
49. Rimm-Kaufman, S. E., and R. C. Pianta. 2000. “An Ecological Perspective on the Transition to Kindergarten: A Theoretical Framework to Guide Empirical Research.” Journal of Applied Developmental Psychology 21 (5): 491–511.
50. Rogoff, B. 2003. The Cultural Nature of Human Development. Oxford: Oxford UP. Smart, D., A. B. J. Sanson, B. Edwards, and A. Hayes. 2008. Home-to-school Transitions for Financially Disadvantaged Children: Final Report. Australian Government: Australian Institute for Family Studies. (Accessed April, 4 2010). http://www.thesmithfamily.com. au/webdata/resources/files/HometoSchool_FullReport_WEB.pdf.
51. Stцbe-Blossey, S., and S. Mierau. 2008. “Von der Kindertageseinrichtung zum Familienzentrum – Konzeption, Entwicklungen und Erprobung des Gьtesiegels ‘Familienzentrum NRW’.” In Frьhpдdagogische Fцrderung in Institutionen, edited by H.-G. Roβbach and H.-P. Blossfeld, 105–122. Zeitschrift fьr Erziehungswissenschaft. Wiesbaden: VS Verlag fьr Sozialwissenschaften.
52. Strauss, A. L., and J. Corbin. 2003. Basics of Qualitative Research: Techniques and Procedures or Developing Grounded Theory. 2nd ed. Thousand Oaks: Sage.
53. Stroβ, A. M., ed. 2007. Bildung – Reflexion – Partizipation: Anstцβe zur Professionalisie-rung von Erzieherinnen und Erziehern. Berlin: LIT-Verlag.
54. Thorsen, A. A., I. Bш, I. K. Lшge, and H. Omdal. 2006. “Transition from Day-Care Centres to School: What Kind of Information Do Schools Want from Day-Care Centres and Parents, and what kind of Information do the Two Parties want to Give Schools?” European Early Childhood Education Research Journal 14 (1): 77–90.
55. Tveit, A. D. 2009. “A Parental Voice: Parents as Equal and Dependent. Rhetoric About Parents, Teachers, and Their Conversations.” Educational Review 61 (3): 289–300.
56. Werning, R. 2007. “Das systemisch-konstruktive Paradigma.” In Sonderpдdagogik des Lernens, edited by J. Walter and F. B. Wember, 128–142. Gцttingen: Hogrefe.
57. Werning, R. 2010a. “Konstruktivismus.” In Wissenschaftstheorie, edited by D. Horster and W. Jantzen, 289–294. Vol. 1 of Behinderung, Bildung, Partizipation. Enzyklopдdisches Handbuch der Behindertenpдdagogik. Stuttgart: Kohlhammer.
58. Werning, R. 2010b. “Relationalitat als Konstruktionsprinzip.” In Wissenschaftstheorie, edited by Detlef Horster and Wolfgang Jantzen, 294–299. Vol. 1 of Behinderung, Bildung, Partizipation. Enzyklopдdisches Handbuch der Behindertenpдdagogik. Stuttgart: Kohlhammer.
59. Werning, R., J. Lцser, and M. Urban. 2008. Cultural and Social Diversity: An Analysis of Minority Groups in German Schools. Journal of Special Education 42: 47–54.
60. Werning, R., and B. Lьtje-Klose. 2006. Einfьhrung in die Lernbehindertenpдdagogik. 2nd ed. Mьnchen: Ernst Reinhardt.
61. Whalley, M. 2007. Involving Parents in Their Children’s Learning. 2nd ed. London: Chapman.
62. Whitmarsh, J. 2010. “Voices of asylum-seeking mothers: Parent-partnership in the early years”. Paper presented at the 20th annual conference of EECERA, September 6–9, in Birmingham, UK.
63. Wiezorek, C. 2006. Elternpдdagogik jenseits der Pдdagogisierung: Ьberlegungen zum pдdagogischen Elternbezug aus anerkennungstheoretischer Perspektive. In Elternpдdagogik: Von der Elternarbeit zur Erziehungspartnerschaft, edited by P. Bauer and E. J. Brunner, 42–60. Freiburg im Breisgau: Lambertus.
64. Wildenger, L., and L. McIntyre. 2010. Family Concerns and Involvement During Kindergarten Transition. Journal of Child and Family Studies, 20 (4): 387–396. (Accessed, January 10, 2013) http://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2Fs10826-010-9403–6.
65. Wischer, B., and R. Werning. 2002. Kindliche Lebenswelten und Planungskompetenz. Lernchancen 5 (25): 40–45.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

переходный период, дошкольное учреждение, социально-экономически уязвимые дети, обучение, родители, родительское вмешательство, квалитативные методы