ISSN 1997-9657
       

Архипова Е.Ф. Подготовка педагога детского сада к работе с детьми с ООП

№6 2015 Архипова Е.Ф. Подготовка педагога детского сада к работе с детьми с ООП
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы работы с детьми с ограничениями возможности здоровья (ОВЗ). После введения федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) эти проблемы стали особенно актуальными. Ключевым принципом в ФГОС ДО является поддержка разнообразия каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Автор уделяет особое внимание важности подготовки специалистов для работы с такими детьми. Педагоги дошкольной образовательной организации должны знать и учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомить родителей с особенностями взаимодействия их с особым ребенком, оказывать психологическую поддержку семье при реализации образовательной деятельности при освоении программы.

В статье уделяется внимание необходимости разработки индивидуального маршрута образования для каждого ребенка, создания адаптированных программ, рассматриваются различные формы работы с детьми с ОВЗ.

Фрагмент статьи

Рубрика «Особый ребенок в ДОО» призвана помочь педагогу ДОО познакомиться с особой категорией детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Узнать об их индивидуальных особенностях, которые и составят особые образовательные потребности (ООП). Эти знания будут служить повышению педагогических компетенций всех педагогов детского сада, необходимых при реализации ФГОС ДО, в процессе организации инклюзивного образования в ДОО.

В дальнейших материалах рубрики «Особый ребенок в ДОО» читателям журнала будут предоставлены материалы по выявлению ранних проявлений отставаний в развитии у разных категорий детей не только с ОВЗ, но и детей группы риска по возможному появлению ОВЗ. Будут показаны симптомы, на которые необходимо обращать внимание педагогов и родителей с целью начала ранней профилактики отставания в развитии. Будут предложены педагогу ДОО и родителям детей с ОВЗ здоровьесберегающие коррекционно-педагогические технологии для реализации инклюзивного образования. Материалы этой рубрики будут полезны всем участникам педагогического процесса в ДОО, включившимся в систему инклюзивного образования.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Это означает признание особого более высокого статуса дошкольного образования и его значимости в развитии ребенка. В связи с этим повышаются требования к дошкольному образованию, к профессиональным каче­ствам педагогов ДОО. Внедрение ФГОС ДО в работу детского сада (ДОО) приводит к изменению и расширению функциональных обязанностей педагогов ДОО. Новый стандарт направлен на повышение социального статуса дошкольного образования. Государство гарантирует каждому ребенку равные возможности получения качественного дошкольного образования. В скором времени планируется введение профессионального стандарта педагога ДОО. В этом документе прописаны профессиональные компетенции педагогов, которые отвечают требованиям Закона об образовании в РФ и ФГОС ДО. Постепенное формирование профессиональных педагогических компетенций у педагогов ДОО должно помочь педагогам ДОО в освоении образовательных программ в части образования детей с ОВЗ.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2006.
2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., За­рин А.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2001.
3. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. и др. Программа для специальных дошкольных учреждений. – М., 1991.
4. Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания: Хрестоматия / Сост. Л.В. Калинникова, Н.Д. Соколова. – М., 2005.
5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь де­-
тям раннего и дошкольного возраста. –
СПб., – 2008.
6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Кор­рекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2003.
7. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М., 2002.
8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошколь­ная олигофренопедагогика. – М., 1998.
9. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Пси­хологическое изучение детей с нарушениями развития. – М., 2007.
10. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.
11. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. – М., 2008.
12. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2005.
13. Открытия. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е.Г. Юдиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
14. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
15. Плаксина Л.И. Коррекционно-развивающая среда в детских садах компенсирующего вида. – М., 2008.
16. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения): Программа детского сада: коррекционная работа / Под ред. Л. И. Плаксиной. – М., 2003.
17. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 1998.
18. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М., 2003.
19. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие. – М., 2008.
20. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чир­кина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М., 2008.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

ограничения возможности здоровья (ОВЗ); особые образовательные потребности (ООП); инклюзивное образование – включение детей с ОВЗ в среду здоровых детей; онтогенез – развитие ребенка в норме; психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК)