ISSN 1997-9657
       

Комарова О.А., Комарова В.Ю. Подготовка педагогов к взаимодействию с участниками воспитательно-образовательного процесса в предшкольный период развития ребенка

Аннотация

Организация взаимодействия педагога с участниками педагогического процесса имеет ключевое значение для достижения высокого образовательного и воспитательного эффекта, достижения успешности воспитанников детского сада на этапе их перехода в начальную школу. От того, насколько грамотно и позитивно построен этот процесс, во многом будет зависеть мотивация ребенка к обучению и познанию, степень проявления активности, инициативности, творчества, его открытость к общению со сверстниками и взрослыми, умение вступить в диалог, высказать свою позицию. Целью статьи является рассмотрение содержания подготовки педагогов к взаимодействию с участниками образовательного процесса в предшкольный период развития ребенка. Приводится модель взаимодействия как системный объект данного процесса. Выделен комплекс личностных качеств педагога, необходимых для его эффективной реализации. Содержится характеристика этапов подготовки педагогов к взаимодействию, показатели ее эффективности.

Фрагмент статьи

Проблема взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса на современном этапе приобретает особую актуальность. Ее значимость усиливается с ростом внимания к непрерывному образованию, преемственности дошкольного и начального общего образования. Это диктует необходимость пересмотра содержания, форм и методов организации педагогического процесса с ориентацией на сотрудничество, сотворчество всех участников педагогического процесса, их конструктивное партнерство. Важным при этом является сформированность у педагога профессиональной позиции в общении, наличие адекватной самооценки своих профессиональных знаний и умений, владение навыками построения эффективных коммуникаций с детьми, их родителями и коллегами.

Однако, как показали наши исследования, у большинства педагогов эти показатели развиты в недостаточной мере. В связи с этим появляется необходимость специальной подготовки педагогов.

Большое внимание, на наш взгляд, следует уделять подготовке педагогов к взаимодействию с участниками воспитательно-образовательного процесса. Такая подготовка предполагает создание условий для отработки профессиональных умений, организации конструктивного диалога, постепенного раскрытия потенциала ее участников. Процесс формирования навыков конструктивного взаимодействия должен осуществляться на основе использования личностно-ориентированных форм и методов, тренировки соответствующих умений и навыков.

Нами разработана модель, которая дает системное представление об эффективном процессе взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса в пред­школьный период.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Комарова О.А. Повышение профессионального мастерства педагога в условиях современного детского сада / Гуманизм и прагматизм в образовании на ХХI век. Национальная конференция с международным участием. – Варна. – С. 27–31.

2. Маралов В.Г. Психология педагогиче­ского взаимодействия воспитателя с детьми. – М.: Академия, 1992.

3. Сманцер А.П. 2005. Гуманизация педагогического процесса. – 362 с.

4. ФЗ РФ «Об образовании». № 273 от 29.12.2012.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

взаимодействие, модель взаимодействия, подготовка к взаимодействию, комплекс личностных качеств педагога, участники воспитательно-образовательного процесса