ISSN 1997-9657
       

Покровская С.В., Телышева Н.Н. Из опыта применения музыкотерапевтического подхода в работе по формированию коммуникативной инициативы у детей с ОВЗ

Аннотация

В статье описывается опыт работы с детьми с ОВЗ по коррекции коммуникативной сферы. Цель исследования – обоснованность применения музыкотерапевтических технологий для улучшения адаптивных возможностей детей с расстройствами аутистического спектра и задержкой речевого развития. Суть метода заключается в организации продуктивного взаимодействия ребенка и преодоления его коммуникативных ограничений через включение в работу музыкального инструмента – синтезатора. В статье предлагается апробированная последовательность этапов коррекционных мероприятий, обеспечивающих расширение спектра коммуникативных возможностей ребенка. Основными факторами, определившими направления коррекционной и развивающей работы, явились специфические психолого-педагогические особенности развития ребенка с указанными нарушениями, а также педагогический и коррекционный потенциал музыкального инструмента, применяемого в работе с детьми данных категорий. Оценка функциональных возможностей детей на констатирующем этапе исследования проводилась методом наблюдения с использованием функциональных поведенческих шкал (Казьмин, 2015) и позволила выявить определенные сходные характеристики исследуемых групп детей. Последовательность и содержание занятий обучающей части эксперимента были направлены на качественное изменение показателей уровня сформированности их коммуникативных навыков. За конкретным звуковым комплексом закреплялся определенный смысл и поведенческое действие; применялась также маркировка этапов занятия. В результате наряду с общими для обеих групп качественными изменениями показателей были отмечены и некоторые специфические особенности каждой из них, проявлявшиеся как в процессе работы с детьми, так и на контрольном срезе. Результаты проведенной работы подтвердили эффективность музыкотерапевтического подхода и, в частности, применения электронного клавишного синтезатора в коррекционной работе по формированию коммуникативной инициативы у детей с ОВЗ.

Фрагмент статьи

Введение

Объективно существующие кризисные явления в социально-экономической и культурной сферах жизни современного общества, так или иначе, отражаются на качестве человеческого капитала. Система современного образования не может не реагировать на возрастающие проблемы общества и, соответственно, наиболее актуальным становится вопрос адаптации, в том числе психологической, к данным изменениям. Образовательная парадигма меняется в сторону гуманизации, что предполагает включение в активную социально-экономическую жизнь всех категорий населения. Для успешного решения вновь возникающих жизненных задач актуализируется проблема содержания, целей, форм подготовки подрастающего поколения, в том числе и детей, имеющих особые образовательные потребности.

В этом контексте особую остроту и масштабы приобрела проблема инклюзивного образования с его направленностью к индивидуализации обучения и воспитания и соотнесения этих процессов с личностными потребностями и возможностями ребенка. При возросшей актуальности названной проблемы в сложившихся условиях значимыми становятся подходы и методы, способные решить эту задачу.

Мы можем наблюдать тенденцию обращения к искусству как уникальному педагогиче­скому и психологическому ресурсу, потенциал которого помогает ребенку преодолеть многие проблемы личностного развития, социализации и адаптации к общественным реалиям. Искусство, в частности музыка, выступает универсальным инструментом не только в развитии личности воспитанников, формировании их самосознания, рефлексии, но и является одним из эффективных коррекционных методов в работе с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Ограничения касаются и физического, и психологического развития, поэтому важно, чтобы ребенок, вливаясь в коллектив сверстников (детский сад, школа), смог на фоне общих требований, предъявляемых к членам коллектива, безболезненно выстраивать собственную траекторию развития и обучения.

Особого внимания требуют дети с расстройствами поведения и общения (расстройствами аутистического спектра) и дети с задержкой речи. Отечественные практикующие педагоги и психологи, а также западные специалисты активно используют ресурс музыкотерапевти­ческого воздействия для решения коррекционных задач в работе с детьми с тяжелыми нарушениями (Даг Гудкин, Ксения Бурич, Микаэла Грюнер, Вячеслав Жилин и др.). Экспериментальным путем выявляются наиболее эффективные подходы к их решению. Предлагаемая статья знакомит с опытом работы с указанной категорией детей на примере использования электронного клавишного синтезатора как инструмента, заключающего в себе огромные коррекционные и развивающие возможности.

Список литературы

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Б. Гогберашвили. Под ред. Л.С. Цветковой. 2-е изд., испр. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. – 296 с.
2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 125 с.
3. Володько Д.В. Коррекционно-развивающие занятия по социальной адаптации детей дошкольного возраста. – Минск: Зорны Верасок, 2010. – 104 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012. – 352 с.
5. Гринспен С, Уидер С. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. – М.: ЛитРес, 2016. – 600 с.
6. Гудкин Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику. Пер. с англ. Е. Ботневой – М.: Классика XXI, 2013. – 240 с.
7. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006. – 64 с.
8. Жилин В.А. Орф-Шульверк. Русские народные песни и танцы. Для голоса, блок­флейты и орф-инструментов. – М.: Эм-Пи-Ай. – 32 с.
9. Искусствотерапия / Под ред. К. Мартинсоне. – СПб.: Речь, 2014. – 352 с.
10. Казьмин А.М. Участие: теоретические аспекты и оценка в практике ранней помощи [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 2. С. 115–127. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2015/n2/Kazmin.shtml (дата обращения: 08.09.2016)
11. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2002. – 208 с.
12. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления. – М.: Просвещение, 1991. – 53 с.
13. Новоторцева Н.В. Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков
в детском саду. – М.: Академия Развития, 2012. – 256 с.
14. Орф К. Музыка для детей: русская версия. Т.1. – М.: Эм-Пи-Ай. – 80 с.
15. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008. – 448 с.
16. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2005. – 176 с.
17. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. –
М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. – 376 с.
18. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Российское педагогическое агентство, Когито-центр, 1998. – 128 с.
19. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 170 с.
20. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.
21. Pokrovskaya S.V., Telysheva N.N. Interdisciplinary approaches to professional training of music students / The Fourth International conference on development of pedagogical science in Eurasia. – «East West» Accociation for Advanced and Studies and Higher Education GmbH, Vienna, Austria 2015. P. 12–13.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

музыкотерапевтический подход, развитие коммуникативных функций, дети с ОВЗ, критерии оценки функциональности