ISSN 1997-9657
       

Полякова М.Н. Предметная среда развития ребенка дошкольного возраста. От дет­ских садов ПИДО до наших дней

№1 2019 Полякова М.Н. Предметная среда развития ребенка дошкольного возраста. От дет­ских садов ПИДО до наших дней
Аннотация

В статье отражены взгляды педагогов петербургской школы на место и роль предметной среды в развитии ребенка дошкольного возраста от момента основания ПИДО и до сегодняшнего времени.

Цель исследования – изучение тенденций в развитии идеи обустройства детского сада на протяжении века на основе сопоставления идей известных научных деятелей, стоявших у истоков кафедры дошкольной педагогики, и преподавателей кафедры – представителей современной дошкольной педагогической науки.

Основным методом исследования является сравнительный анализ научных исследований педагогов петербуржской школы в ретроспективе времени. Предмет анализа – феномен предметно-пространственной среды, оценка понимания ее значимости и содержания для развития детей раннего и дошкольного возраста в разные исторические периоды.

В результате исследования определены тенденции изменений в понимании предметно-пространственной среды как условия и средства развития детей до школы, выявлены преемственные подходы в организации предметно-развивающей среды в разные исторические периоды, установлены взаимосвязи между доминирующим в исторический период методом преобразования педагогической действительности и характером создаваемой предметно-пространственной среды в детском саду.

Фрагмент статьи

Начало становления отечественной системы дошкольного образования

Влияние предметного окружения на процесс развития ребенка признавалось практически всегда. Однако в разные периоды развития дошкольной педагогической науки и практики степень этого влияния и его характер понимались по-разному, соответственно, и требования к предметной среде как значимому условию образования дошкольников выдвигались различные. Здесь проследим взгляды педагогов на роль и содержание предметно-пространственной среды в развитии ребенка дошкольного возраста от момента основания ПИДО и до сегодняшнего времени.

Осенью 1918 года в Петрограде педагогические курсы при Фребелевском обществе, существовавшие с 1870 года, были реформированы в высшее педагогическое учено-учебное учреждение Педагогический институт дошкольного образования, с обширным учебным планом, с несколькими факультетами. Первыми преподавателями этого института стали педагоги, участвовавшие в работе Петербургского Фребелевского общества содействия дошкольному воспитанию (имеющего на тот момент более чем сорокалетнюю историю), что и определило в значительной степени концепты дошкольной педагогической науки последующих лет, в том числе и роль предметного окружения в образовательной системе.

В 1922 году состоялся 2 Всероссийский съезд дошкольного образования. Одним из вопросов, поднятых на нем, стал вопрос о значении педагогически продуманной обстановки (Альмединген-Тумим Н., 1922. С. 29). Ответ на этот вопрос во многом определялся ориентацией педагогов на ту или иную образовательную систему: свободное воспитание, Монтессори-метод, систему Фребеля, отечественную практику воспитания и обучения маленьких детей.

Период становления отечественной системы общественного дошкольного образования, поиск моделей, форм организации и содержания детской жизни в детском саду длился примерно до 1940-х годов. В это время в дошкольной педагогической науке накапливались знания о генезисе, о возрастных и индивидуальных особенностях, факторах и педагогических условиях развития детей дошкольного возраста.

Для первых лет становления российского общественного дошкольного воспитания было характерно разнообразие систем воспитания, свобода педагогического творчества, достаточно свободная организация образовательного процесса в детском саду, широта взглядов на проблему воспитания маленьких детей, интерес к зарубежному педагогическому опыту. Так, на дошкольном факультете ПИДО курс «Американский детский сад» читала Е.Н. Янжул, кафедрой по системе Ф. Фребеля заведовал профессор В.В. Успенский, кафедру по системе М. Монтессори возглавляла Ю.И. Фаусек, методика современного петроградского детского сада разрабатывалась под руководством Е.И. Тихеевой. Все лучшие идеи зарубежных авторских систем воспитания маленьких детей творчески преобразовывались преподавателями факультета, адаптировались к российской реальности, дополнялись оригинальными идеями; так создавалось отечественное дошкольное воспитание.

Без преувеличения можно сказать, что благодаря Ю.И. Фаусек широкую известность
в России получила система М. Монтессори.

В 1920 году в ПИДО был открыт детский сад по методу Монтессори, он находился в главном корпусе ВУЗа, посещали его около 200 детей в возрасте от года до 9 лет. Юлия Ивановна придавала огромное развивающее значение дидактическому материалу итальянского педагога, привнесла в процесс его использования пооперационную последовательность, дополнила систему простыми житейскими упражнениями, помогающими воспитанникам ориентироваться в окружающем мире, адаптировала содержание дидактического материала по освоению письма и чтения для русскоговорящих детей. Корректное и творческое применение Ю.И. Фаусек педагогики Монтессори в условиях становления российского дошкольного образования в начале прошлого столетия – интересный опыт культурного заимствования зарубежной педагогической системы. Этот опыт имеет большое значение не только для приверженцев идей Монтессори, но и для педагогов, развивающих уникальную систему отечественного образования (Крулехт М.В., 2010. С. 26).

Список литературы

1. Альмединген-Тумим Н. Современная дошкольная работа / Дошкольное дело. Сборник статей по вопросам дошкольного воспитания. Под ред. Н. Альмединген-Тумим, Е. Тихеевой и Ю. Фаусек. – Петроград: Культурно-просветительное кооперативное товарищество «Начатки знаний». – 1922. – С. 6–29.
2. Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Создание предметно-пространственной среды художественно-эстетической направленности в детском саду // Детский сад: теория и практика. – 2015. – №10 (58). – С. 38–55.
3. Вершинина Н.А. Вклад ученых ХХ века в изучение проблем изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Гносеологическая модель развития. – СПб.: Лема, 2008. – 153 с.
4. Гребенщикова Е.А. Вопросы методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста / Кафедра дошкольной педагогики. Ученые записки. Т.56. – Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1947. – С. 158.
5. Жихарева Д.А., Полякова М.Н. Сравнительный анализ развития количественных представлений у детей раннего возраста поколения 70-х и второго десятилетия 21 века / Территория детства: образовательные практики и манипулятивные технологии: сборник научных трудов. – СПб., 2015. – С. 413–420.
6. Золотые имена кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Биографический сборник. Часть 1 / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Издательство РГПУ им.А.И. Герцена, 2015. – 79 с.
7. Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: 85 лет подготовки педагога – традиции и инновации. Коллективная монография. Ч.1, глава 2 / Научный редактор А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. – С. 25–54.
8. Крулехт М.В. Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета в контексте мирового опыта развития теории и практики дошкольного образования / Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. – СПб., 2010. – С. 24–30.
9. Леушина А.М. Занятия по счету в детском саду. – М.: Просвещение. – 1965. – 192 с.
10. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
11. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 96 с.
12. Морозова М., Тихеева Е. Счет в жизни маленьких детей. 2-е изд., перераб. –
М., Л.: Государственное издательство, 1927. – С. 68.
13. Никонова Н.О., Ивченко Т.А. Развитие идей экологического образования дошкольников в учебно-методических пособиях кафедры дошкольной педагогики / Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. – СПб., 2010. – С. 77–89.
14. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения с учетом их функционального назначения, возраста детей и видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений. Научные редакторы: А.Г. Гогоберидзе, М.Н. Полякова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 250 с.
15. Полякова М.Н. Историко-ретроспективный анализ предмета педагогической диагностики в научных исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – 2013. – №155. – С. 119–127.
16. Полякова М.Н. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю // Детский сад: теория и практика. – 2015. – №10. – С. 6–19.
17. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации / Научный редактор: А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Центр педагогического образования. – 2008. – 96 с.
18. Тихеева Е.И. Обстановка в жизни маленьких детей /Дошкольное дело. Сборник статей по вопросам дошкольного воспитания под ред. Н. Альмединген-Тумим, Е. Тихеевой и Ю. Фаусек. – Петроград: Культурно-просветительное кооперативное товарищество «Начатки знаний». – 1922(а). – С. 117–127.
19. Тихеева Е.И. По какой системе должен строиться современный детский сад? /Дошкольное дело. Сборник статей по вопросам дошкольного воспитания под ред. Н. Альмединген-Тумим, Е. Тихеевой и Ю. Фаусек. – Петроград: Культурно-просветительное кооперативное товарищество «Начатки знаний», 1922(б). – С. 71–77.
20. Тихеева Е.И. Наш счетно-строительный материал. – Ленинград: Издание Кооперативного товарищества наглядных учебных пособий имени А.М. Калмыковой, 1929. – 23 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

предметно-пространственная среда, дошкольники, развитие, материальная обстановка, гуманистическая педагогика, самоценность детства