ISSN 1997-9657
       

Веракса Н.Е., Веракса А.Н.  Понимание детского развития с позиции экологической теории У.Бронфенбреннера

Аннотация

Одно из направлений современной социальной психологии связано с изучением среды, в которой развивается человек. В статье рассматривается понимание психического развития ребенка с позиции экологического подхода У.Бронфенбреннера. Приводятся примеры, раскрывающие взаимосвязь между составляющими социальной ситуации развития с точки зрения экологического подхода. Описана структура экологического окружения человека, представленного встроенными друг в друга микросистемой, мезосистемой, экзосистемой и макросистемой. На материале проведенных исследований демонстрируются особенности каждой из структур экологического окружения человека. Показано, что развитие человека обусловлено взаимодействием четырех основных факторов: его личностных особенностей, экологического окружения, деятельностью, в которую он вовлечен, и временем, которое накладывает свой отпечаток на дальнейший ход становления субъекта. Обсуждается понятие экологической валидности. Показана важность учета экологического подхода при построении образовательной работы с детьми, планировании исследований и развивающей деятельности.

Фрагмент статьи

Одно из направлений современной социальной психологии связано с изучением среды, в которой развивается человек. Это направление получило название экологической психологии. Ярким представителем экологического подхода является У.Бронфенбреннер. В построении своей концепции он опирался на идеи Л.С.Выготского (в первую очередь, на его тезис о социальном происхождении высших психических функций и о роли социальной ситуации развития в их становлении). Можно сказать, что теория У.Бронфенбреннера представляет собой разработку концепции социальной ситуации развития в зарубежной психологии. Анализируя социальную ситуацию развития, он подчеркивал три ее наиболее важных составляющих: деятельность ребенка, социальные роли, с которыми он сталкивается, и межличностные отношения, в которые он вступает.

У.Бронфенбреннер определил экологический подход как «научное изучение прогрессивного взаимного приспособления на протяжении всей жизни активного, развивающегося человеческого существа и изменяющихся свойств непосредственного окружения, в котором живет человек... этот процесс подвержен влиянию взаимоотношений в рамках данного окружения, а также со стороны более широкого контекста, в который это окружение включено». Следует обратить внимание на то, что субъект, согласно приведенному определению, понимается как человек, активно формирующий собственное развитие. Между субъектом и социальной средой существуют отношения обратимости – окружение влияет на субъект и само изменяется в ходе взаимодейст­вия с ним. Социум представлен не как неподвижная, ограниченная данность, а как сложная динамическая система. Экологический подход показывает, что без учета влияния социальных факторов нельзя адекватно понять становление человека.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. – М., 1976.

2. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

3. Левин К. Динамическая психология. – М., 2001.

4. Baumrind D. Child care practices anteceding three patterns of preschool behavior // Genetic Psychology Monographs. – 1967. – №75.

5. Bronfenbrenner U. Ecological systems theory // Annals of Child Development. –
1989. – №6.

6. Bronfenbrenner U. The ecology of cognitive development: Research models and fugitive findings // Development in context: Acting and thinking in specific environments / R.H.Wozniak, K.W.Fischer (Ed.). – Hillsdale, 1993.

7. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development. – Cambridge, 1979.

8. Caspi A., Bem D.J., Elder G.H. Moving Against the World: Life-Course Patterns of Explosive Children // Developmental Psychology. – 1987. – №2. – Р. 313.

9. Ceci S.J., Liker J.K. A Day at the Races: A Study of IQ, Expertise, and Cognitive Complexity // Journal of Experimental Psychology: General. – 1986. – №3.

10. Dornbusch S.M., Ritter P.L., Leiderman P.H., Roberts D.F., Fraleigh M.J. The Relation of Parenting Style to Adolescent School Performance//Child Development. – 1987. – №58.

11. Haney C., Banks C., Zimbardo P. Interpersonal Dynamics in a Simulated Prison // International Journal of Criminology and Penolo-gy. – 1973. – №1. – Р. 69

12. Ross G., Kagan J., Zelazo P., Kotelchuck M. Separation Protest in Infants in Home and Laboratory // Developmental Psychology. – 1975. – №11. – P. 256.

13. Scarr-Salapatek S., Williams M.L. The Effects of Early Stimulation on Low-Birth-Weight Infants // Child Development. – 1973. – №44. – P. 100.

14. Seitz V., Abelson W.D., Levine E., Zigler E. Effects of Place of Testing on the Peabody Picture Vocabulary Test Scores of Disadvantaged Head Start and Non-Head Start Children // Child Development. – 1975. – №46. – Р. 484.

15. Sherif M. Experiments in Group Conflicts // Scientific American. – 1956. – №195.

16. Skeels H.M. Adult Status of Children with contrasting Early Life Experience // Monographs of the Society for Research in Child Development. – 1966. – №3.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

экологический подход, экологическая ниша, микросистема, мезосистема, экзосистема, макросистема, экологическая валидность