ISSN 1997-9657
       

Попова В.Р., Каманина Ю.П.  Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных детских садах

Аннотация

В основе статьи краткий анализ итогов Всероссийского конкурса «Я – Рос­сиянин» на лучшую организацию патриотического воспитания в работе с дошкольниками. В статье актуализируется проблема гражданско-патриотиче­ского воспитания, отражаются психолого-педагогические идеи относительно механизмов и путей формирования основ гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста, содержится краткий анализ итогов конкурса, подчеркивается роль педагога в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Фрагмент статьи

Полноценное индивидуально-личностное развитие и социализация подрастающего поколения во многом зависят от специфики социального окружения, условий воспитания и поведения взрослых, проживающих рядом.

В зависимости от социальной ситуации развития и уровня отношений между личностью и окружающим ее миром, у одного и того же субъекта могут быть сформированы те или иные черты.

Кардинальные изменения в жизни общества, происходящие в последние десятилетия, диктуют новые цели образования. На сегодня в центр его поставлена личность, ее внутренний мир, основы которой начинают складываться с раннего детства: ребенок в процессе социализации приобретает первичный опыт ролевого поведения, у него формируются культурные навыки и привычки, система ценностей, характер. Впоследствии этот опыт переносится на широкий круг его окружения и определяет качество его жизнедеятельности в целом.

Социализация происходит как стихийно под влиянием разных жизненных обстоятельств, так и в условиях целенаправленного воспитания в семье и, особенно, в образовательных учреждениях.

Ученые подчеркивают значимость дошкольного детства, когда формируются свойства психики ребенка, развивается его эмоционально-волевая сфера, мышление, закладываются базисные личностные качества, определяющие его отношение ко всему окружающему (Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухо­млин­ский и др.) и отмечают сложность восполнения в последующие годы того, что было упущено в детстве.

По мнению Д.И. Фельдштейна, в этот период у детей формируются механизмы социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, осваиваются позиции субъекта отношений: «Я в обществе» и «Я и общество».

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Вологда, 2007.
2. Ватаман П.В. Воспитание детей на традициях народной культуры. Программа, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград. 2008.
3. Веракса А.Н, Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. – СПб., 2005.
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тиш-ков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011.
6. Казаева Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. на соискание уч. степени к.п.н. – Екатеринбург, 2001.
7. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 1998.
8. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. – Пермь, 2002 г.
9. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
10. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: изд. 2-е, доп. – М.: Институт практической психологии, 1996.
11. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. Распоряжение Правительства РФ от 29.05 2015 г. №996-р.
12. Государственная программа «Патрио­тическое воспитание граждан РФ» на 2016–2020 гг.» Правительство РФ. Постановление от 30.12.2015 г. №1493.
13. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
15. http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/cherty-haraktera.html
16. (http://megalektsii.ru/s2675t3.html).
17. http://www.studfiles.ru/preview/2615957/

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.