ISSN 1997-9657
       

Повышение качества дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях

№2 2019 Повышение качества дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях
Аннотация

Что такое качество образования и как добиться того, чтобы все дошкольники получали именно качественное образование? В этих вопросах пытались разобраться участники международного семинара «Повышение качества дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях», организованного Московским городским педагогическим университетом совместно со Всемирным Банком при участии берлинского Института изучения проблем и развития дошкольного образования (PädQUIS gGmbH).

Полный текст

В московском офисе Всемирного банка собрались специалисты действительно неравнодушные к проблемам дошкольного образования: преподаватели и научные сотрудники МГПУ, Международной педагогической академии дошкольного образования, Городского психолого-педагогического центра, Московского центра качества образования, представители 16 регионов России, которые стремятся повысить качество дошкольного образования. Семинар поддержало издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», которое предоставило для обучения всем участникам семинара русское издание «Оценка и развитие качества дошкольного образования» (В. Титце, И. Дитрих, К. Греннер, А. Ханиш, Ю. Маркс).

В повышении качества дошкольного образования у нас в стране большая заинтересованность, это важно и нужно, потому на семинаре царила рабочая атмосфера, участники активно высказывали свою позицию, делились опытом.

Руководитель проектов в области образования Всемирного банка Тигран Гамлетович Шмис отметил, что качество дошкольного образования сегодня вызывает большой интерес в разных странах. В Европе, например, разработан европейский знак качества дошкольного образования.

Шмис рассказал о большом проекте по развитию качества дошкольного образования в Якутии, который хотя и не был профинансирован, но дал рост многим другим проектам.

Ректор МПАДО, профессор Николай Евгеньевич Веракса рассказал о роли детства в процессе взросления человека:

– По А.Ф. Лосеву, личность есть индивидуальность, утвердившая себя в глазах других. Однако в социальном взаимодействии люди ограничены нормами и правилами, что превращает их взаимодействие во взаимодействие социальных единиц, т.е. обезличенное. Важно, чтобы дети приобретали опыт личностного действия еще в детстве. Этот параметр должен быть включен в оценку качества дошкольного образования. Его включение требует более точного понимания феномена детства. Детство – это период в жизни ребенка или это форма отношения к окружающему детей миру?

Заведующий кафедрой дошкольного образования Немецкого свободного университета, профессор, а также глава PädQUIS gGmbH Вольфганг Титце рассказал о Национальном каталоге критериев качества дошкольного образования, который разрабатывался и создавался в тесном контакте с правительством:

– Есть немецкая пословица, которая говорит, что мед надо лизать вдоль сот, а не поперек. Мы не стремимся сделать правительству приятно. Поэтому часто спорим.

Во всех странах наблюдается количественное расширение дошкольного образования, все большее количество детей имеют возможность и посещают детские сады. Это хорошо. Однако совпадает ли расширение системы с ростом ее качества?

Как влияет качество на детей? И кто определяет это качество? Как можно измерить качество в дошкольной системе? Есть ли инструменты, которые позволяют улучшить качество сознательно, а не случайно?

Качество педагогической работы не повышается просто так. За ним стоит своя цена, и это может быть важнее, чем чинить выбоины на дорогах.

«Национальный каталог критериев качества дошкольного образования» помогает руководителям дошкольных учреждений оценить качество дошкольного образования с точки зрения его содержания и профессионализма педагогов. Исходя из полученных результатов, руководители могут организовать процесс повышения качества образования и управлять им.

Вольфганг Титце отметил, что данный инст­румент не является неким критерием оценки развития детей, так как не все зависит от дошкольной организации. Семья в 2–4 раза больше дает ребенку. То, что ребенок получает дома, колоссально влияет на его развитие. Педагоги могут отвечать за качество образования только внутри организации.

Заместитель директора Института системных проектов МГПУ Игорь Богданович Шиян познакомил участников семинара с результатами исследования качества дошкольного образования, проводившегося на основе шкал ECERS на протяжении 2016–2017 гг.

По результатам данного исследования были выявлены значительные проблемы в организации образовательного процесса. В целом предметно-пространственная среда в детских садах является недостаточно доступной для детей, недостаточно насыщенной и разнообразной. Это связано с тем, что в образовательном процессе акцент делается на непосредственную образовательную деятельность, где взрослый определяет деятельность детей, раздает материалы.

В то же время в ходе свободной игры и свободной деятельности ребенка, принципиально важной для дошкольного возраста, детям часто недоступны разнообразные материалы, в частности бумага, кубики, краски, книги и др.

По данным исследования, в группах все еще редко встречаются места для уединения и отдыха, комфортные для детей. Наличие таких мест свидетельствует об интересе к индивидуальности ребенка.

Нечасто в группе можно увидеть места, отведенные для презентации детьми своих индивидуальных работ. Мало материалов, которые демонстрировали бы разнообразие культур.

Редко учитываются индивидуальные особенности сна. Спальни переполнены. Кроватки стоят вплотную друг к другу, из-за чего у детей нет даже минимального личного пространства для расслабления, а инфекции дыхательных путей в период сезонной заболеваемости распространяются очень быстро.

Насыщенной и полезной была практическая часть семинара.

Вольфганг Титце и Дёрте Мюльхаймс, консультант по вопросам менеджмента и преподаватель системы «Structogram», представили программу внутренней оценки «QuIK», разработанную для работы с командами детских садов и повышения качества образования.

Участники семинара, работая в группах, на практике знакомились с 7 основными шагами программы: учились проводить анализ ситуации и самооценку, подсчитывать командные результаты и составлять профиль качества дошкольной образовательной организации, выбирать, формулировать и согласовывать в команде цель работы над качеством, планировать шаги дальнейшей работы и проводить рефлексию полученных результатов.

Качество начинается с момента, когда ребенка привели в детский сад, и заканчивается, когда он уходит. Цель развития качества должна, в первую очередь, отвечать на вопрос: «Зачем это ребенку?».

Есть немецкая пословица «Сколько свинью не взвешивай, она тяжелее не станет». Измерение качества важно, но не ради измерения, а ради изменения ситуации.

Было отмечено, что 25–50% качества может меняться за счет изменения условий по пяти факторам:

1. Помещение, т. е. достаточно ли площадей на каждого ребенка.

2. Состав группы – количество детей на одного педагога.

3. Качество педагогического образования.

4. Организационные условия для подготовительной работы педагога.

5. Педагогические установки.

Дёрте Мюльхаймс подробно остановилась на технологии «Семь шагов», которая включает:

1. Анализ ситуации.

2. Профиль качества составляется благодаря суммированию оценок педагогов (высчитывается коллективная оценка). Смысл этого этапа – оценка собственной работы. Важен вклад каждого. Со временем, по мере заполнения и проработки таблиц, каждый член команды ощущает все больше себя ее составной частью. Если группа включает большое число участников, выделяется та проблема, которую вся команда считает основной.

По результатам определения профиля выбирается стратегия развития. Идти можно разными путями. Можно сделать упор на то, что развито лучше, а можно развивать то, что совсем плохо.

3. Профессиональная компетентность. На втором этапе были получены результаты, с которыми предстоит работать на этапе профессиональной компетентности. Эту позицию должны обсуждать все члены группы.

И достичь консенсуса должны все участники ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Чтобы договариваться было легче, необходимо определить единые управленческие рамки. Этот механизм запускает ориентацию на процесс, а не на результат.

Условия профессиональной рефлексии:

• время;

• тема, выбранная совместно;

• готовность к рефлексии.

К концу третьего этапа команда должна договориться, в какой степени она готова заниматься той или иной проблемой. Всегда одной, а не сразу несколькими.

Очень важна тема, о которой договорятся все участники педагогического коллектива, и должно быть выделено время на эту работу.

4. Определение цели работы. На этом этапе, опираясь на проделанную работу, коллектив формулирует цель работы. Чтобы сделать это, надо обратиться к технологии SMART.

Формулировать цель правильно – чрезвычайно сложно.

Цель – это то, что вы делаете для ребенка. Редко у кого это получается.

Если команда поняла, что в формулировке цели есть разночтения, она возвращается на один пункт назад и переформулирует цель, обращая внимание на предельную конкретность и точность формулировок.

5. Согласование целей. На этом этапе самый важный шаг – подписание документа по согласованию целей. Подпись имеет символический характер, но она очень важна. Это исключительно внутренняя оценка. Но принятие на себя человеком определенных обязательств, зафиксированных лично, дает очень хорошие плоды.

6. Планирование осуществления шагов для достижения целей. Планирование предполагает реализацию в виде определенных шагов. Первое важное решение – кто что делает. Кто прописывает шаги, кто помогает, кто проверяет.

Контроль не должен осуществлять руководитель. Практически каждый педагог следит за тем, как реализует взятые на себя задачи.

7. Контроль результата, которого хотели достичь, и сравнение с тем, что получилось на практике.

Таким образом, 7 шагов повторяются многократно по кругу и выстраиваются в программу развития качества образования внутри учреждения.

В завершение работы участники семинара обсудили пути взаимодействия для решения проблемы развития качества дошкольного образования. Было сделано предложение о создании региональной сети взаимодействия по развитию качества дошкольного образования, поскольку реализация повышения качества без поддержки на разных уровнях весьма затруднена.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.