Ценность игры для детского развития признается практически всеми – не только психологами, но и другими специалистами. Большинство педагогов, педиатров, правозащитников, нейрофизиологов разных стран доказывают, что игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии человека, что депривация игровой деятельности в детском возрасте разрушительна для нормального развития. Однако несмотря на это, продолжают усиливаться тенденции вытеснения игры из системы образования как «избыточного» элемента, как пустой траты времени. Детская игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоят целенаправленное обучение и овладение полезными навыками.
В современной дошкольной педагогике значение игры ни в коем случае не отрицается, однако часто рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, где так или иначе присутствуют данные термины: «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр. Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и пр.
Узко дидактическое значение игры весьма ограничено. Это далеко не лучшее средство обучения. Конечно, можно использовать игру в чисто дидактических целях, но при этом ее главные, специфические функции отходят на второй план или совсем вытесняются. Как отмечал Д. Б. Эльконин, игра – это ни в коем случае не упражнение в какой-то частной функции. Это форма жизни дошкольника, главное средство его развития и формирования специфических человеческих способностей. Однако эта специфичная для дошкольников форма жизни и наиболее эффективное средство развития все больше вытесняется, заменяется другими занятиями. Редукция детской игры наблюдается во многих развитых странах, что вызывает естественную тревогу специалистов.
Полный текст читайте в журнале "СДО"
Ваша корзина пуста