ISSN 1997-9657
       

Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С.  Принцип саморазвития в универсальной парциальной программе «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»)

Аннотация

В статье рассказывается о парциальной программе «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»), созданной коллективом авторов на основе авторской программы композитора С. Коренблита. В программе заложен принцип саморазвития ребенка через организацию социальной (Л. С. Выготский), предметно-развивающей среды и новые формы взаимодействия детей со взрослыми, сверстниками, современными информационно-коммуникативными средствами. Принцип саморазвития реализуется в программе как «спонтанейное» развитие (А. В. Запорожец), которое предполагает диалог ребенка и взрослого, детей со сверстниками, в деятельности и общении; возникновение и диалектическое разрешение противоречий между желаниями и возможностями ребенка, требованиями к нему со стороны окружающих, логики деятельности; взаимопереходы между работой в зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский) и самостоятельной детской активностью. Программа призвана обеспечить всестороннее развитие детей через творческую эмоциональную деятельность.

Фрагмент статьи

Современное дошкольное образование в России стремительно движется в направлении индивидуализации образовательного процесса, определенном Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования как основной принцип системы. Ребенок выступает как субъект деятельности, самостоятельно выбирающий содержание, партнеров, время для игр и занятий. Вместе с тем стандартом выделены образовательные области примерной программы дошкольного учреждения, и их содержание определяется не ребенком, а педагогом. Непосредственно образовательная деятельность вводит ребенка в мир культуры, создает ориентировку в окружающем мире, который дошкольник продолжает осваивать через различные формы самостоятельной деятельности – прежде всего, игру и продуктивную деятельность. Самостоятельная деятельность создает условия для саморазвития ребенка.

Многолетние исследования игровой деятельности детей привели к пониманию непреходящего значения детской игры для становления личности дошкольника. Признавая положительное значение организуемых взрослым сюжетно-дидактических, театрализованных и других игр, психологи особо выделяют спонтанную игру, в которой ребенок не связан никакими указаниями взрослого, действует по своему усмотрению.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Антипова Ж.В., Волосовец Т.В., Кутепо-ва Е.Н. и др. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2004. – 286 с.
2. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. – М.: ИД «Ключ – С», 2014. – 341 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
4. Асмолов А.Г. Педагогическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта – к парадигме толерантности // Вопросы психологии. –
2003. – №4. – С. 3–12.
5. Бахтин М.М. К диалогическому пониманию личности // Психология личности /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – С. 64–74.
6. Библер В.С. Культура. Диалог культур. (Опыт определения) // Вопросы философии. – 1989. – №6. – С. 31–42.
7. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М., Л.: Гос. уч. пед.изд-во, 1935. – 133 с.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–76.
9. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. – 1972. – №2. – С. 114–123.
10. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. Психическое развитие ребенка / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986. – 318 с.
12. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 264 с.
13. Коренблит С.С. Синтез слова и музыки – основа создания авторской образовательной программы «Веселый день дошкольника» – «ВеДеДо» (из личного опыта). Часть 1 http://klauzura.ru/2013/12/stanislav-korenblit-sintez-slova-i-muzyki-osnova-sozdaniya-avtorskoi-obrazovatelnoi-programmy-vesyolyi-den-doshkolnika-vededo-iz-lichnogo-opyta-chast-1/, 01. 2014 г.
14. Коренблит С.С. Синтез слова и музыки – основа создания авторской образовательной программы «Веселый день дошкольника» – «ВеДеДо» (из личного опыта). Часть 2 http://klauzura.ru/2013/12/stanislav-korenblit-sintez-slova-i-muzyki-osnova-sozdaniya-avtorskoi-obrazovatelnoi-programmy-vesyolyi-den-doshkolnika-vededo-iz-lichnogo-opyta-chast-2/, 02. 2014 г.
15. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 3. – С. 84–87.
16. Смирнова Е.О. Право на игру // Современное дошкольное образование. Теория и практик. – 2013. – №1 (33). – С. 15–17.
17. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1985. – 360 с.
18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
19. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 351 с.
20. Ямбург Е.А. Школа и ее окрестности. – М.: Центр книги Рудомино, 2011. – 576 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

парциальная программа, зона ближайшего развития, социальная среда, образовательные парадигмы