ISSN 1997-9657
       

Паскаль К., Бертрам Т.  Прислушиваясь к маленьким гражданам: борьба за внедрение парадигмы участия в исследования раннего детства

№1 2015 Паскаль К., Бертрам Т.  Прислушиваясь к маленьким гражданам: борьба за внедрение парадигмы участия в исследования раннего детства
Аннотация

После ратификации Великобританией Конвенции ООН о правах ребенка в 1991 г. многие английские дошкольные учреждения стали пересматривать свои педагогические подходы, уделяя больше внимания праву детей выражать свои взгляды и быть услышанными. Предоставление детям активной роли в образовательном процессе имеет большое значение с точки зрения демократии участия и демократических ценностей. В научном педагогическом сообществе все большую популярность приобретают принципы инклюзивного исследования, в соответствии с которыми все дети являются активными и полноправными субъектами исследовательского процесса, проходящего в демократической атмосфере. Центр исследований раннего детства (Бирмингем, Англия) придерживается позиции, что внимание взглядам и мнениям детей является ключевым компонентом исследовательской и практической деятельности. Наш научный подход основан на принципах участия: все дети, как полноправные граждане своей страны, являются активными и полноправными участниками исследовательских проектов.

В предлагаемой статье идет речь о реализации принципов участия в английском дошкольном образовании, а также о задачах и проблемах, которые этот процесс поставил перед нами, исследователями. Она основана на результатах серии исследовательских и образовательных проектов, осуществленных в течение последних пятнадцати лет, в ходе которых мы старались как можно больше находиться среди детей, изучая особенности их повседневной жизни в дошкольных учреждениях. В число этих проектов вошли «Эффективное раннее обучение» (EEL), «Раннее вступление на бесконечную дорогу знаний» (AcE), «Дети без границ» (CCB) и «Раскрывающиеся окна» (OW).

В ходе их реализации (в особенности это касается проектов «Дети без границ» и «Раскрывающиеся окна») мы стремились, чтобы всем их участникам была предоставлена возможность быть услышанными. Нам бы хотелось поделиться своим опытом работы с маленькими детьми, чьи личные взгляды и жизненные позиции часто не получают должного внимания. Работа в рамках вышеперечисленных проектов помогла нам извлечь важные методологические и эпистемологические уроки, представляющие практический и теоретический интерес.

Фрагмент статьи

Введение

В 1991 г. правительство Великобритании ратифицировало Конвенцию ООН о правах ребенка, признав за детьми право выражать свои взгляды и быть услышанными. В связи с этим многие поставщики услуг в сфере раннего образования стали пересматривать свои педагогические подходы, уделяя больше внимания взглядам и интересам дошкольников.

В научном педагогическом сообществе все большую популярность приобретают принципы инклюзивного исследования, в соответ­ствии с которыми все дети являются активными и полноправными субъектами исследовательского процесса, проходящего в демократической атмосфере. Центр исследований раннего детства (Бирмингем, Англия) исходит из позиции, что внимание к взглядам и мнениям детей является ключевым компонентом исследовательской и практической деятельности. Наш научный подход основан на принципах участия: все дети, как полноправные граждане своей страны, являются активными и полноправными участниками исследовательских проектов.

В предлагаемой статье идет речь о реализации принципов участия в английском дошкольном образовании, а также о задачах и проблемах, которые этот процесс поставил перед нами, исследователями. Она основана на результатах серии исследовательских и образовательных проектов, осуществленных в течение последних пятнадцати лет, в ходе которых мы стремились как можно больше находиться среди детей, изучая особенности их повседневной жизни в дошкольных учреждениях.

В число этих проектов входят «Эффективное раннее обучение» (EEL) (Pascal and Bertram, 2006), «Раннее вступление на бесконечную дорогу знаний» (AcE) (Bertram, Pascal, and Saunders, 2009) и представляющие наибольший интерес для настоящей статьи проект «Дети без границ» (CCB) (Bertram and Pascal, 2007) и его продолжение «Раскрывающиеся окна» (OW) (Bertram and Pascal, 2008b). В ходе реализации этих проектов мы стремились, чтобы всем их участникам была предоставлена возможность быть услышанными. Нам бы хотелось поделиться своим опытом работы с маленькими детьми, чьи личные взгляды и жизненные позиции часто не получают должного внимания. Работа в рамках вышеперечисленных проектов помогла нам извлечь важные методологические и эпистемологические уроки, представляющие практиче­ский и теоретический интерес. Эти уроки будут тщательно изучены и проанализированы, ведь мы тоже не перестаем учиться.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Bakhtin, M. 1981. The dialogic imagination: Four essays. Ed. M. Holquist. Trans.
C. Emerson and M. Holquist. Austin: University of Texas Press.
2. Bertram, T., and C. Pascal. 2006. Effective early learning programme: Evaluating and improving quality in early childhood settings. Birmingham, UK: Amber Publications.
3. Bertram, T., and C. Pascal. 2007. Children Crossing Borders: Enhancing the inclusion of children in pre-school settings. Children in Europe 12: 23–5.
4. Bertram, T., and C. Pascal. 2008a. Children Crossing Borders. http://www.childrencrossingborders.org/index.html.
5. Bertram, T., and C. Pascal. 2008b. Opening Windows: A handbook for enhancing equity and diversity in early childhood settings. Birmingham, UK: Amber Publications.
6. Bertram, T., C. Pascal, and M. Saunders. 2009. Accounting Early for Life Long Learning Programme. Birmingham, UK: Amber Publications.
7. Biesta, G.J.J., R. Lawy, and N. Kelly. 2008. Understanding young people’s citizenship learning in everyday life: The role of contexts, relationships and dispositions. Education Citizenship and Social Justice 4, no. 1: 5–24.
8. Bruce, T. 2005. Early childhood education. London: Hodder and Stoughton.
9. Burgess, R. 2000. Foreward. In Researching children’s perspectives, ed. A. Lewis and G, xiv. Lindsay. Buckingham, UK: Open University Press.
10. Clark, A. and P. Moss. 2001. Listening to children: The Mosaic approach. London: National Children’s Bureau and Joseph Rowntree Foundation.
11. Clark, A., S. McQuail, and P. Moss. 2003. Exploring the field of listening to and consulting with young children. Research Report 445. London: Department for Education and Skills.
12. Clark, A., A.T. Kjorholt, and P. Moss, eds. 2005. Beyond listening: Children’s perspectives on early childhood services. Bristol: Policy Press.
13. Dahlberg, G., P. Moss, and A. Pence. 2006. Beyond quality in early childhood education and care: Languages of evaluation. Abingdon, UK: Routledge.
14. Dupree, E., T. Bertram, and C. Pascal. 2001. Listening to children’s perspectives of their early childhood settings. Paper presented at the 11th European Early Childhood Education Research Association Conference, Alkmaar, The Netherlands, September 1.
15. Formosinho, J., and A.S. Barros. 2004. Children’s perspectives about pedagogical interactions. European Early Childhood Education Research Journal 12, no. 1: 103–14.
16. Freire, P. 1972. Pedagogy of the oppressed. London: Penguin Books.
17. Gardner, H. 1983. Frames of mind: A theory of multiple intelligences. London: Fontana.
18. Lancaster, P. 2006. RAMPS: A framework for listening to children. London: Daycare Trust.
19. Langsted, O. 1994. Looking at quality from the child’s perspective. In Valuing quality in early childhood services: New approaches to defining quality, ed. P. Moss and A. Pence, 28–42. London: Paul Chapman.
20. Lewis, A., and G. Lindsay, eds. 2000. Researching children’s perspectives. Buckingham, UK: Open University Press.
21. Lloyd-Smith, M., and J. Tarr. 2000. Researching children’s perspectives: A sociological perspective. In Researching children’s perspectives, ed. A. Lewis and G. Lindsay, 59–69. Buckingham, UK: Open University Press.
22. Mahatma Ghandi. 1945. Teachings of Mahatma Gandhi, ed. Jag Parvesh. Chander, India: DJVU.
23. Malaguzzi, L. 1998. The hundred languages of children. Stanford, CT: Ablex Publishing.
24. Maybin, J., and M. Woodhead. 2003. Childhoods in context. Buckingham, UK: Wiley and OU Press.
25. Miller, J. 1997. Never too young. London: National Early Years Network.
26. Roberts, R. 2002. Self esteem and early learning. London: Paul Chapman Educational Publishers.
27. Tobin, J.J., D.Y.H. Wu, and D.H. Davidson. 1989. Preschool in three cultures, Japan, China,and the United States. New Haven, CT: Yale University Press.
28. UN Convention on the Rights of the Child. 1991. Articles 12 and 13. http://www.unchr.ch/html/menu3/b/k2crc.htm.
29. Woodhead, M. 1999. Towards a global paradigm for research into early childhood education. European Early Childhood Education Research Journal 7, no. 1: 5–22.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

парадигма участия, инклюзия, взгляды детей, демократические практики, исследовательская методология