ISSN 1997-9657
       

Воробьева М.В. Московской системе дошкольного образования – признание и поддержка от ЮНЕСКО

Фрагмент статьи

16 ноября 2007 года в Париже были подписаны два документа:

  • Меморандум о сотрудничестве между городом Москвой и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);
  • Соглашение о совместном пилотном проекте в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» между городом Москвой и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Эти документы определили правовую основу, дали старт проекту «Московское образование: от младенчества до школы», обозначили сроки реализации проекта – с 2008 по 2012 гг.

Впервые в истории ЮНЕСКО высокое доверие было оказано Москве в подписании «прямого» соглашения. Обычно ЮНЕСКО сотрудничает по вопросам ОДВ (образование для всех) в целом с какой-либо страной, а не с отдельно взятым городом или регионом. Почему именно Москва? Ответ на этот вопрос позволяет в очередной раз испытать гордость за дошкольное образование столицы.

Как отмечают эксперты в области образования детей раннего возраста и представители ЮНЕСКО, основанием для заключения Соглашения стала международная значимость качественной и во многом инновационной работы московской системы. Именно качество и инновации являются основными компонентами столичного дошкольного образования. Инициативы соответствуют формируемым ЮНЕСКО базовым положениям об исключительной важности раннего воспитания и образования детей, с целью устойчивого социально-культурного и экономического развития современного общества.

Проект «Московское образование: от младенчества до школы» является составляющей частью всемирного движения педагогиче­ской общественности ОДВ (образование для всех). Этот проект ЮНЕСКО будет реализован в 2015 году. ВОДМ (воспитание и образование детей младшего возраста) выступает основой образования и воспитания детей младшего возраста. Важным мероприятием в рамках проекта «Московское образование: от младенчества до школы» будет проведение в сентябре 2010 года в Москве совместной Всемирной конференции по ВОДМ.

Московское образование, предоставляя свои услуги в распространении накопленного опыта, помогает улучшению благосостояния детей младшего возраста особенно в развивающихся странах мира, где в 4 случаях из 10 дошкольник живет в условиях нищеты и не имеет возможности получать раннее образование. «Прочная основа» – это девиз воспитания и образования детей младшего возраста во всем мире.

В рамках проекта, начиная с января 2008 года, в дошкольных учреждениях Москвы разрабатываются различные модели и формы воспитания и образования маленьких москвичей. Эти модели рассчитаны на детей с разными потребностями и условиями жизни в мегаполисе и будут представлены на Всемирной конференции по ВОДМ.

Во многих странах мира продвижение программ ВОДМ, в особенности для детей от 3 до 6 лет, чаще всего осуществляется через работу научно-практических центров. Такая форма принята для того, чтобы работа адаптировалась и соответствовала возрасту и культурной среде ребенка.

Для успешного продвижения проекта «Московское образование: от младенчества до школы» Департаментом образования города Москвы совместно с Бюро ЮНЕСКО в городе Москве были определены основные направления образования и воспитания детей младшего возраста и те дошкольные учреждения, на базе которых открылись 17 ресурсных центров:

  • оптимальные условия развития и воспитания детей в возрасте от 6 месяцев до 3-х лет – ресурсный центр «Все лучшее – детям»;
  • инклюзивное дошкольное образование для детей с 2 месяцев до 7 лет – ресурсный центр «Детский сад для всех»;
  • создание условий для первого положи­тельного опыта социализации ребенка – ресурсный центр «Я и мир»;
  • укрепление здоровья и совершенствование физического развития детей – ресурсный центр «Здоровый ребенок»;
  • воспитание ценностных ориентиров: толерантность, культура мира и ненасилия, любовь к Родине, способность к межкультурному диалогу, взаимопониманию и уважению – ресурсный центр «Центр по воспитанию ценностных ориентиров»;
  • интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста – ресурсный центр «Ма­ленькие гении»;
  • раннее экологическое образование – ресурсный центр «Мы и природа»;
  • разработка технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи – ресурсный центр «Девочки и мальчики»;
  • педагогические технологии и программы эстетического воспитания и художественного развития детей – ресурсный центр «В таланты с малых лет»;
  • культура и дошкольное образование – ресурсный центр «Культура и дошкольное образование»;
  • современная стратегия раннего языкового образования – ресурсный центр «Знаю много языков» (прогимназия № 1882 ЮВОУО);
  • организация дошкольного воспитания детей в условиях дву- и многоязычия – ресурс­ный центр «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур»;
  • «Московская семья – компетентные роди­тели» – сотрудничество детского сада и семьи – ресурсный центр «Московская семья – компетентные родители»;
  • система психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, – ресурсный центр «Мой садик дома»;
  • негосударственные формы дошкольного образования НОУ «Солнечный круг» – ресурсный центр «Негосударственный детский сад»;
  • отработка моделей функционирования новых форм дошкольного образо­ва­ния – ресурсный центр «Детский сад – открытая система»;
  • преемственность дошкольного и начального общего образования – ресурсный центр «Детский сад и школа – преемственность и образование».

Ресурсные центры активно реализуют направления проекта во всех административных округах города Москвы. Они аккумулируют и систематизируют передовой опыт дошкольных образовательных учреждений, апробируют с целью повышения качества дошкольного образования новые педагогические технологии развития детей дошкольного возраста.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.