ISSN 1997-9657
       

Проблемы и пути развития дошкольного образования

№5 2008 Проблемы и пути развития дошкольного образования
Фрагмент статьи

30 сентября 2008 г. в Педагогической академии последипломного образования (повышения квалификации) специалистов Московской области состоялась областная конференция по дошкольному образованию «Структурно-содержательная модернизация дошкольного образования в Московской области». В работе конференции приняли участие специалисты дошкольного образования, методисты методических центров муниципальных органов управления образованием, руководители дошкольных образовательных учреждений Московской области.

Тамара Тихоновна Романова, начальник управления развития образования Министерства образования Московской области рассказала о состоянии дел в дошкольном образовании Московской области:

– Система дошкольного образования Московской области на современном этапе представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, которые обеспечивают широкий спектр образовательных услуг, направленных на развитие детей и интересы общества, охватывают почти 230 тысяч детей дошкольного возраста. На 1 сентября текущего года общая численность детей от 0 до 7 лет составляет более 441 тысячи детей, что на 18 тысяч детей больше по сравнению с прошлым годом. Увеличение числа детей связано с повышением рождаемости, особенно в микрорайонах интенсивной застройки жилья. Это привело к росту очередности.

Несмотря на сложное финансовое положение в муниципальных образованиях области, с начала этого года введены в эксплуатацию 14 детских садов в Химках, Дмитрове, Железнодорожном, Долгопрудном, Раменском, Коломне, Одинцово, Мытищах, Фрязино, Ленинском районе. Построены по два дошкольных учреждения в Королеве и Клину. 5 ДОУ открыты после реконструкции. К новому учебному году открыты дополнительно 147 групп на 1900 детей.

Продолжается передача дошкольных образовательных учреждений в муниципальную собственность. В прошедшем учебном году по области 13 детских садов были переданы в муниципальную собственность.

В связи с дефицитом мест в ДОУ проблема общедоступности дошкольного образования в муниципальных образованиях должна решаться, а в ряде муниципальных образований уже решается за счет внутренних резервов. Главная практика ориентирована на отработку, апробацию модели образования детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих стартовые возможности для обучения в начальной школе. В рамках предшкольной подготовки мы сочетаем традиционные формы народного образования с применением новых моделей – дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, культуры.

В нашей области накоплен значительный опыт организации групп кратковременного пребывания разных детей, разных видов: группы адаптации детей, группы развития, группы детей-инвалидов, группы подготовки детей к обучению в школе. Но группы кратковременного пребывания не могут быть сегодня альтернативой дошкольному образованию, они являются лишь дополнением к нему.

В ДОУ организована работа с детьми, имеющими нарушения физического и психического развития. В этом году функционируют 2500 специализированных ДОУ, которые охватывают около 21 тысячи детей. Это группы детей с нарушениями зрения, нарушениями опорно-двигательной системы, нарушения слуха, нарушения интеллекта, группы туберкулезных детей. Кроме того, у нас организованы и работают 35 логопунктов, которые охватывают более 6 тысяч детей. В прошедшем году открыты дополнительно 27 групп детей с нарушениями речи и одна группа – с нарушениями зрения. Несмотря на это, существующая сеть специализированных ДОУ не обеспечивает полностью потребности в коррекции здоровья детей. Вместе с тем, в связи с дефицитом мест в ДОУ в прошедшем учебном году в отдельных территориях наметилась тенденция к сокращению логопедических групп и осуществлению коррекции речи детей в условиях логопунктов. Несмотря на то, что это вынужденная мера, такой подход к решению проблемы является неправильным, поскольку нарушает Международную конвенцию о правах ребенка. Задача специалиста по дошкольному образованию – недопущение подобной практики.

Главной задачей работы ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Средний пропуск ребенком времени по болезни составил в 2006 году по Московской области 14,1 дня, что выше этого же показателя предыдущего года на 0,5 дня.

Одним из важнейших вопросов, обеспечивающих общедоступность дошкольного образования, является контроль за установлением родительской платы. Согласно существующему законодательству Российской Федерации, размер родительской платы за содержание ребенка в государственном дошкольном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу, не превышает 20% затрат на содержание ребенка. От родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10%. За содержание детей с отклонениями в развитии, посещающими государственные и муниципальные образовательные учреждения, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

По данным мониторинга по состоянию на 1 января 2008 года средняя стоимость содержания одного ребенка в месяц по Московской области составляет 6415 рублей, а средний размер родительской платы – 890 рублей. Самый высокий размер родительской платы – 1400 руб- лей в городском округе Балашиха, а самый низкий – в Лотошинском муниципальном районе – 200 рублей.

В части обеспечения финансовой доступности дошкольного образования для различных категорий населения (федеральный закон от 5 декабря 2006 г. за № 207-ФЗ) введена новая форма федеральной поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с компенсацией части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Московской области, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. Принципиальная новизна заявлений и формы материальной поддержки компенсации заключается в том, что впервые поддерживается не учреждение, не его образовательная программа, а получатели услуг, оказываемых этим дошкольным учреждением, – родители детей дошкольного возраста.

Одним из главных направлений работы ДОУ является структурно-содержательная модернизация дошкольного образования. Продолжается федеральный эксперимент по апробации и внедрению схем долевого нормативного финансирования, результаты которого позволят упорядочить механизм взимания родительской платы за содержание детей в ДОУ всех форм собственности. В рамках целевой программы развития образования Московской области в 2006–2010 годах осуществляется отработка апробации и экспериментальная отработка моделей образования детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих выравнивание их стартовых возможностей для обучения в начальной школе.

Отдельно хотелось бы остановиться на планируемых изменениях в технологиях и содержании дошкольного образования. Уже в возрасте трех лет у ребенка формируются такие ключевые качества для современного общества, как креативность, способность к поиску знаний, что требует от воспитателя владения высокими технологиями развития воображения. Однако до сих пор работа воспитателя рассматривается только с точки зрения присмотра за детьми, поэтому современная модель образования направлена прежде всего на модернизацию технологий дошкольного образования, введение гибких форм, направленных на поддержку более полного использования потенциала семьи. vВ настоящее время наполняемость кадрами дошкольного образования в Московской области составляет 31 200 человек. Из них около 11 тысяч имеют высшее педагогическое образование. Более 15 тысяч – среднеспециальное педагогическое образование, более 4,5 тысячи – другое, непедагогическое образование.

В то же время в регионе существует дефицит педагогических кадров. Наиболее востребованы в дошкольных учреждениях специалисты узких направлений: психологи, музыкальные руководители, логопеды, дефектологи.

Необходимо обратить внимание на осуществление контроля за повышением квалификации педагогических работников. Несмотря на регулярные перспективы повышения квалификации, 36% педагогических работников, которые имеют возможность получить высшую педагогическую квалификацию, в течение последних пяти лет не повышали ее.

Целенаправленная и социально ориентированная политика правительства Московской области на повышение социального уровня жизни населения области позволяет значительно поднять уровень заработной платы педагогов. В настоящее время заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений составляет 14 100 рублей в месяц. С 1 сентября этого года в рамках поэтапного повышения оплаты труда работников бюджетной сферы Московской области согласно постановлению правительства Московской области от 23 мая 2007 года будет проведено очередное повышение ставок должностных окладов работников дошкольных образовательных учреждений Московской области. Установлена ставка первого тарифного разряда в размере 4750 рублей. Заработная плата сотрудников государственных образовательных учреждений Московской области в среднем повысится на 31%.

Что касается муниципальных ДОУ Московской области, то есть изменения и в нормативных актах, касающихся оплаты труда сотрудников муниципальных образовательных учреждений. Заработная плата по состоянию на 1 января 2009 года, по нашим данным, ожидается в размере 15 500 рублей.

Есть и недостатки в системе нашего дошкольного образования. Многие родители обеспокоены незаконным привлечением средств для устройства ребенка в детский сад. С родителей требуют дополнительные деньги на приобретение канцтоваров и даже моющих средств. Это категорически запрещено. У нас бесплатное дошкольное образование, и поборы недопустимы. Если родители согласны внести средства в рамках благотворительности – ради Бога! Но это должно быть законно оформлено – через решение родительского комитета или управляющего совета. Все деньги должны быть проведены через банк, а вы должны отчитаться перед родителями, куда пошли их деньги.

В заключение своего выступления я хочу сообщить, что в 2009 году в Московской области будет впервые проходить конкурс «Воспитатель года». Участник конкурса, вышедший в финал, получит 100 тысяч рублей. Будет шесть призеров. Каждый из них получает по 1 миллиону рублей. А победитель конкурса кроме миллиона получит еще автомобиль. Я призываю вас принимать участие в этом новаторском движении.

Полный текст статьи вы можете прочитать в журнале «СДО».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.