Эта статья не о том, что можно было бы называть «психологией любви». Скорее – о не всегда очевидной «миссии» любви в строительстве психического мира человека, взрослого и ребенка. И их побуждении к содействию в этом строительстве.
Значение древнегреческого понятия-термина «Логос» (λογος) трансформировалось на протяжении всей истории античной философии: от Гераклитова «слова» до огненного эфира – космической души у поздних стоиков. Одно из значений λογος – это смысл. «Значение смысла» и несет этот термин как слагаемое метафоры «Психо-Логос», вынесенной в заголовок.
И пруды, и сады, и ограды,
И кричащее белыми воплями
Мирозданье – лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.
Б. Пастернак
Тридцатилетнее изучение психологии человека привело меня всего лишь к одному обескураживающе банальному выводу, которым как-то даже и не очень ловко делиться с профессиональной аудиторией. И все же рискну.
Единственная проблема (загадка, тайна), над которой бьется моя почтенная наука – это проблема человеческой любви. Способность любить – это то, что делает человека человеком, во всяком случае, там, где глубины души совпадают с вершинами духа. А собственно человеческая психология только в этом совпадении существует и мыслится. Прочее – «вычеты», которые можно обнаружить, как минимум, в виде предпосылок внутри всякого развитого живого, чем, конечно же, не перестает быть человек.
На вопрос о том, как психика – атрибут живого, становится душой человеческой – атрибутом Личности, призвана ответить психология, которую автор предложил назвать «вершинно-глубинной». Соединяю в одном два термина Л.С. Выготского потому, что именно он стоял у начал такой психологии. Правда, сам Выготский квалифицировал ее как вершинную в противовес глубинной. Щедро и, по-моему, не совсем предусмотрительно отдав «глубины» на откуп психоанализу и всем бредущим вслед, хотя имел к ним свой собственный свободный доступ. В вершинно-глубинной психологии человека можно представить в образе высокогорного озера, моря, существуй оно в действительности. Или вулкана, к основанию которого изнутри можно попасть только с вершины. Можно, конечно, топтаться у подножия горы снаружи или даже пытаться, не сходя с того же места, вслепую сверлить в породе тоннели внутрь. Этим поначалу и занялся психоанализ. Но кто гарантирует попадание? Это, кстати, осознал сам Фрейд, обратившись к истории души Леонардо (1910 – случайно ли, что в этом же году выходят и его пять классических лекций «О психоанализе». Но не только их творчество служит для психолога своего рода «лифтом» для «спуска к основанию» душевной жизни.
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"
1. Богомолова Е.М., Курочкин Ю.А. Системогенез поведенческого акта животных в естественных условиях существования // Вестник АМН СССР. – 1985. – № 2.
2. Выготский Л.С. Сочинения. – М., 1983. Т. 3.
3. Карсавин Л. Saliga, или весьма краткое и душеполезное размышление о боге, мире, человеке, зле и семи смертных грехах. – Пг, 1919.
4. Кудрявцев В.Т. На путях к глубинно-вершинной психологии // Вопросы психологии. – 2006. – № 1.
5. Любовь глазами детей. Отрывки из исследования группы детей, под руководством автора Лео Баскаглиа // AKADO.форум [М., 2007]. URL: http://forum.akado.ru/index.php/topic/19734-%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/ (дата обращения: 20.05.2014).
6. Ровесник советской власти. Воспоминания А. Г. Спиркина. Литературная запись Анны Тоом // Сайт www.vestnik.com. URL: http://www.vestnik.com/issues/97/0527/win/toom.htm; http://www.vestnik.com/issues/97/0624/win/toom.htm (дата обращения: 20.05.2014).
7. Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства. – М.; Пг.
8. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций. Методика и техника психоанализа. – М., 1999.
9. Экзюпери А. де Сент. Маленький принц. – М., 1981.
любовь, психология, человек, ребенок
Ваша корзина пуста