ISSN 1997-9657
       

Чеснокова О.Б., Субботский Е.В. Психолог в системе дошкольного образования: английский вариант

Аннотация

В статье рассматривается английская система дошкольного образования, проводится анализ ее достоинств и недостатков. Хорошо продуманная структура дошкольного образования позволяет не ограничиваться усвоением знаний, умений и навыков, а направлена на развитие разных сторон личности ребенка. В задачу детского сада входит развитие самостоятельности, формирование готовности к обучению. В ходе различных дискуссий очерчивается круг первоочередных проблем, которые возникают перед профессиональными группами психологов, работающих в системе дошкольного и начального образования. Запрос к работе психологов формируется на основе инспекторских докладов о текущих проблемах. Отдельной ставки психолога в Англии не существует. В связи с этим очень часто решением психологических задач занимаются другие специалисты, прежде всего учителя, прошедшие подготовку. В Англии сложилась качественная система дошкольного образования, однако реализация данного механизма очень сильно зависит от конкретных условий.

Фрагмент статьи

Во многих странах не прекращаются дискуссии о содержании и задачах дошкольного и начального школьного образования, об их преемственности и о том, что понимается под готовностью к школе (J. MacBeath, 2006; J. Shonkoff, 2011). Обсуждаются две модели дошкольного образования. Искусственно акселеративная модель, где логика дошкольного развития подменяется формализованным обучением, имитирующим школьное. Модель развивающего обучения, учитывающая богатейший потенциал дошкольного возраста. В рамках первой модели акцент делается на начальные знания основных школьных дисциплин, на базовые школьные навыки и когнитивное развитие, а также развитие произвольности. Основная установка воспитателей – унификация темпов и содержания развития детей этой возрастной группы. В этом случае первый класс школы превращается в более усложненную подготовительную группу детского сада, в которой обучение проходило формализованно и фронтально. Вторая модель подразумевает развитие умения и желания учиться (мотивационного компонента), формирование эмоционального благополучия и социо-эмоциональной компетентности в отношении взрослых и сверстников, а также развитие творческого и исследовательского отношения к содержанию любой задачи. Решение этих проблем предполагает использование разных форм игры в обучении (Д. Б. Эльконин, 1989). В этом смысле основной идеей является концепция о вариациях в темпах и уровнях развития, делается акцент на учет индивидуальных различий, обеспечиваются условия для включения детей с разными вариантами развития в систему массового обучения (В. В. Рубцов, Е. Г. Юдина, 2010; G. Kravtsov, E. Kravtsova, 2011; N. Veraksa, 2011; E. Murray, L. Harrison, 2011).

Та модель, которая принимается в качестве ведущей в каждой стране, в каждом историческом периоде определяется многими факторами, в первую очередь экономическими и политическими (Ahtola et al., 2011).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования //Психологическая наука и образование, 2010. № 3.
2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
3. Ahtola A., Silinskas G., Poikonen P., Kontoniemi M., Niemi P., Nurmi J. (2011) Transition to formal schooling: Do transition practices matter for academic performance? Early Childhood Research Quarterly Sep2011, Vol. 26 Issue 3.
4. Early childhood matters: Evidence from the Effective Pre-school and Primary Education Project (Eds) (2010) Edited by Sylva K, Melhuish E., Sammons P., Siraj-Blatchford I.
5. Kravtsov G., Kravtsova E. (2011) The cultural-historical basis of the Golden Key program. International Journal of Early Years Education March 2011, vol. 19. no. 1.
6. Kusel A. (2011) The Sociology of Educatio-nal Mismatch. Polish Sociological Review. 173.
7. MacBeath J., Gray J., Cullen J., Frost D., Steward S. and Swaffield S. (2006) Schools on the Edge: Responding to challenging circumstances, London: Paul Chapman.
8. Murray E., Harrison L. (2011) The influence of being ready to learn on children’s early school literacy and numeracy achievement. Educational Psychology. v. 31. no 5.
9. Simms M. (2011) Review of ‘Early childhood matters: Evidence from the Effective Pre-school and Primary Education project’. An International Journal of Research and Development Jul, Vol 31(2), 206-209.
10. Shepherd J. (2012) Dividing younger pupils by ability can entrench disadvantage. Guardian.
11. Shonkoff J. (2011) Protecting Brains, Not Simply Stimulating Minds. Science, V. 333.
12. Trevarthen C. (2011) What young children give to their learning, making education work to sustain a community and its culture. European Early Childhood Education Research Journal, vol. 19, no. 2.
13. Veraksa N. (2011) Development of cognitive capacities in preschool age. International Journal of Early Years Education, vol. 19. no. 1.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольное образование, развитие ребенка, система образования, готовность к школе, психолог-педагог, детский сад, развивающее обучение.