ISSN 1997-9657
       

Гуторова М.Ф. Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Фрагмент статьи

Уже более 10 лет наш детский сад работает по программе «Развитие». Основной диагностический комплекс, который использует педагог-психолог, обусловлен выбранной образовательной программой. Опыт показывает, что представленные авторами программы диагностические методики адекватны возрасту детей – они легко ими принимаются и являются прогностичными при оценке развития.

Традиционно выделяют три сферы диагностики: познавательную, эмоционально-личностную и социальную. Однако проведение диагностического обследования детей четвертого года жизни представляет определенные сложности, поскольку большинство психических функций еще не сформировано, и их количественное исследование сильно затруднено. Для диагностики познавательной сферы авторы программы «Развитие» рекомендуют следующие методики: «Коробка форм», «Мисочки», «Пирамидка», «Разрезные картинки», «Конструирование по образцу». Поскольку этот возраст сензитивен для развития восприятия, то и методики направлены на изучение представлений детей о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве), а также действий восприятия, которые доступны ребенку. Результаты данных методик представляются в виде уровней развития восприятия – высокого, среднего или низкого.

При проведении диагностики составляется протокол, в котором указываются используемые методики и сложности, с которыми столкнулся ребенок, выполняя задания. Составление психолого-педагогической характеристики ребенка четвертого года жизни включает в себя следующие показатели:

  • понимание и развитие речи (вывод делается на основании понимания ребенком инструкции);
  • восприятие формы, цвета, величины и пространственных отношений (вывод делается по результатам выполнения заданий);
  • способ выполнения задания (указывается тема деятельности, внимательность ребенка);
  • эмоциональное состояние ребенка (указывается эмоциональный фон выполнения ребенком заданий, необходима ли ребенку поддержка при выполнении заданий);
  • приводятся рекомендации.

В рекомендациях психолог должен указать, на какие аспекты умственного развития педагогу и родителям необходимо обратить внимание. Например, если дошкольник слабо разбирается в цветах, то постараться в повседневной жизни в игровой форме заняться решением этой проблемы. Мальчики часто увлекаются автомобилями, поэтому родителям несложно спросить у ребенка, какого цвета проезжающая мимо машина. Точно так же можно развивать и другие действия и единицы восприятия (восприятие величины, формы, ориентацию в пространстве).

При проведении диагностики умственного развития ребенка пятого года жизни можно использовать следующие методики: «Вклю­чение в ряд», «Разрезные картинки», «Рыбка», «Дорисовывание фигур». Первые две методики направлены на изучение развития восприятия. Методика «Рыбка» ориентирована на диагностику наглядно-образного мышления, а методика «Дорисовывание фигур» – на развитие воображения.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.