ISSN 1997-9657
       

Прохорова Г.А. Психологическая карта дошкольника

Фрагмент статьи

В инструктивном письме Департамента образования г. Москвы от 9 сентября 2003 года № 2-30-20 «О введении документации деятельности педагога- психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» указывается, что «основной формой документации является психологическая карта (ребенка, группы, класса, педагога – в зависимости от проблемы)». Рассмотрим ведение психологической карты дошкольника.

Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы. Рекомендуется подписывать карту в зашифрованном виде, педагог-психолог может сам выбрать код. Например, первая цифра обозначает группу, вторая – порядковый номер по списку, который находится у психолога. В инструктивном письме указывается, какие материалы хранятся в карте:

1. Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы:

  • дата и время работы;
  • основания для работы;
  • формы работы (название метода, необходимые комментарии);
  • краткий вывод;
  • перспективы дальнейшей работы.

2. Данные о рекомендациях, даваемых педагогам и родителям.

3. Название развивающих программ, которые проводились с ребенком или с группой.

4. Письменные заключения, предоставляемые психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т. п.

5. Анкеты, которые заполняли родители по просьбе психолога.

В детских садах Северного округа г. Москвы педагоги-психологи проводят обследование всех детей, посещающих дошкольное учреждение. Виды и формы работы могут быть различны: наблюдение, беседа с ребенком, психологическое обследование, анализ продуктивной деятельности, беседы с воспитателями и родителями, используются и подгрупповые формы обследования, например, «Дорисо вывание фигур».

По результатам обследования составляется общая таблица результатов достижений возрастной группы, в графе «Примечание» записывается, какой вид психолого-педагогического обследования оптимален для развития ребенка.

Таким образом, следуя рекомендациям инструктивного письма, психологическая карта должна быть заведена, в первую очередь, для тех детей, которые включены в развивающую работу с психологом.

Как показывает практика, удобно хранить материалы обследований в пластиковом файле-вкладыше, в котором собирается указанный материал на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Психологические карты детей одной возрастной группы могут быть собраны в объемную папку, в начале которой вкладывается таблица с данными общего группового обследования.

Вариант оформления психологической карты

На титульном листе записываются общие сведения о ребенке, на втором листе заполняется таблица, в которую внесены виды и формы работы, обращения за консультацией родителей (или лиц, их заменяющих), педагогов и т. п.

В зависимости от времени пребывания ребенка в детском саду в конце учебного года заполняются итоговые листы по возрасту. В начале каждого листа следует отмечать прохождения периода адаптации, например, после летнего отдыха. Если длительного перерыва (более 1 месяца) в посещении не было, то отмечается «непрерывное посещение».

Карта развития ребенка, которая выдается при поступлении в школу, оформляется отдельно.

Психологическая карта дошкольника

(заполняется на каждый возрастной период в конце учебного года)


Шифр______________________________________________________________
Дата рождения______________________________________________________
Дата поступления в дошкольное учреждение______________________________
Возраст при поступлении в дошкольное учреждение________________________
Начата «_____» _______________________________ г.
Окончена «______» ______________________________ г.
Дошкольник поступает в _______________________________________________ 
(школа, переведен в другой д/с и т.п.)

Приложения (нужное подчеркнуть):

  • протоколы, данные обследований, бесед, наблюдений, консультаций с родителями или лицами,их заменяющими;
  • рекомендации для педагогов, родителей;
  • названия развивающих программ, которые проводились с ребенком;
  • письменные заключения, предоставляемые другим специалистам, родителям, лицам, их заменяющих, в учреждения;
  • другое ________________________________________________________


На протяжении пребывания в дошкольном учреждении проводилось:

Виды проводимой работы

Ранний возраст (до 3-х лет)

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

индивидуальная развивающая работа 
(указать тематику, сроки, периодичность)
         
включен(а) в групповые занятия
(указать тематику, сроки, периодичность)
         
обращение родителей (законных представителей) за консультативной помощью
(часто, в сложных случаях, не обращались)
         
Общий вывод          

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.