ISSN 1997-9657
       

Денисенкова Н.С., Пороцкая Е.Л. Психологическая консультация – помощь или помеха?

Аннотация

Еще недавно за консультацией к психологу в нашей стране обращались очень редко. Психолог представлялся чем-то средним между врачом и гадалкой. Как от медика от него ждали диагноза, а как от предсказателя – прогноза на будущее. До сих пор, обращаясь к психологу, некоторые мамы спрашивают: «Доктор, что с моим ребенком?» или «А кем он будет, когда вырастет?»

В настоящее время во многих городах есть психологические службы, оказывающие помощь детям и их родителям. Их сеть довольно широка. Она объединяет практических психологов в детских садах, психологических консультациях, психолого-педагогических центрах, центрах психического здоровья, больницах и многих других учреждениях. За последнее десятилетие число таких специалистов значительно выросло.

Однако следует признать, что взрослые обращаются за квалифицированной психологической помощью нечасто. Одни боятся, что психолог узнает их семейные тайны или поставит диагноз, который отразится на дальнейшей жизни. Другие просто не знают, с какими проблемами следует обращаться к психологу. Причины этого явления в большинстве случаев кроются в неосведомленности о целях и задачах психологического консультирования.

В этой статье мы хотели бы поговорить более подробно о том, что может, чего не может психолог и в каких ситуациях необходима его помощь. В новой рубрике мы будем рассказывать о наиболее распространенных психологических проблемах, с которыми сталкиваются дети и их родители. Если у вас, уважаемые читатели, есть какие-то вопросы, присылайте. Мы постараемся на них ответить и оказать психологическую поддержку.

Полный текст

Основной задачей любого психолога является помощь в стабилизации психической жизни людей. Его деятельность может оказывать большое влияние на жизнь человека, поэтому профессиональная этика строго определяет принципы поведения этого специалиста и запрещает разглашение сведений о клиенте без его согласия. В особенности это касается дет­ских психологов, так как ребенок не может сам отстаивать свои права, в большинстве случаев за него это делают родители. Например, нельзя проводить обследование ребенка без разрешения родителей. Если они не хотят, чтобы ребенок посещал психолога, или есть какие-то сведения, которые желают сохранить в тайне, то должны заранее предупредить педагогов или администрацию учреждения. Однако и сам психолог, соблюдая интересы ребенка, тщательно отбирает факты, с которыми знакомит взрослых. В тайне держатся медицинский диагноз, анамнез, семейные проблемы и т. д.

Психологические карты, содержащие необходимые для психолога сведения о ребенке, находятся в закрытом помещении, куда нет доступа посторонним. Педагогическому коллективу сообщаются только психологические заключения, содержащие лишь обобщенную информацию и психологические рекомендации. Данные обследования обсуждаются только с родителями. Педагоги, дедушки, бабушки и др. могут получить информацию с разрешения матери или отца.

Такие строгие правила связаны с тем, что взрослые не всегда понимают, как некоторые сведения могут повлиять на ребенка, на отношение к нему со стороны сверстников, педагогов.

Психолог призван защищать ребенка не только от вредных социально-психологиче­ских воздействий и стрессовых ситуаций, но и от неумелого обучения и воспитания. Такой специалист нередко оказывается в трудной ситуации, когда, защищая интересы ребенка, он вступает в противоречие с воспитателями, руководителем ДОУ и другими взрослыми.

Конечно, существуют сведения, которые не являются тайной и обсуждаются с педагогическим коллективом. Но все они должны быть тщательно взвешены и преподнесены в такой форме, что не смогут повредить ребенку.

Другой задачей психологического обследования является определение психического развития ребенка, его интересов и склонностей,

а также причин трудностей, возникающих в образовании и воспитании. По результатам обследования даются рекомендации, помогающие обеспечить полноценное как личностное, так и интеллектуальное развитие дошкольника.

Однако психолог может ответить не на все вопросы. Он работает только с психически здоровыми детьми. Любые отклонения не входят в его компетенцию и требуют помощи дефектологов, психиатров, невропатологов и т. д. Психолог может лишь указать на наличие проблемы и подсказать, к какому специалисту лучше обратиться.

Теперь обратимся к тому, что понимается под психологическим консультированием.

Такая форма психологической помощи пред­полагает обследование, в ходе которого дается всесторонняя характеристика психиче­ского развития ребенка, выявляются причины

проблем, с которыми обратились родители, даются рекомендации относительно путей их решения и намечается дата контрольного посещения. Существует много других вариантов психологической помощи, однако консультирование имеет ряд преимуществ. Оно независимо и объективно, так как проводится посторонним психологом, не имеющим отношения к какому-либо дошкольному учреждению. Консультация занимает не много времени (около 1,5–2 часов, включая беседу с родителями), не требует частого посещения психолога, дает широкий круг рекомендаций.

В то же время психологическое консультирование имеет и ряд ограничений. Не каждый психолог может составить правильное мнение о ребенке за одно обследование. Поэтому, выбирая, куда обратиться, нужно быть уверенным в высокой квалификации специалистов. Желательно заранее осведомиться об их статусе и опыте практической работы, так как недостаточно профессиональный психолог-консультант может принести больше вреда, чем пользы.

Рассмотрим, в чем может помочь психологическая консультация и с какими проблемами в нее чаще всего обращаются.

В большинстве случаев они относятся к одной из трех сфер развития ребенка: интеллектуальной, личностной или социальной.

Вопросы, касающиеся интеллекта, возникают как при высоком, так и при низком уровне его развития.

Нередко за консультацией обращаются родители, чьи дети испытывают трудности при усвоении каких-либо знаний. Такие дети плохо запоминают стихи, не могут построить простейшую конструкцию, мало говорят, ничем не интересуются и т. д. Причины подобных трудностей могут быть разными. Иногда они возникают из-за проблем внутриутробного развития, перенесенных заболеваний и других факторов, оказывающих влияние на мозговые структуры. В большинстве случаев эти функциональные недостатки могут быть устранены с помощью специальной развивающей работы. Мозг ребенка настолько пластичен, что грамотная развивающая работа может полностью компенсировать органические проблемы. Важно вовремя обратиться за помощью, так как чем меньше ребенок, тем эффективнее любые воздействия.

Гораздо чаще встречаются ситуации, в которых неумелое обучение приводит к негативным последствиям. Ребенок не хочет заниматься, отрицательно относится к любой интеллектуальной деятельности, быстро устает. Родители зачастую объясняют подобное поведение предвзятым отношением педагогов (воспитателей или учителей). Однако в большинстве случаев оно связано с отсутствием учета особенностей дошкольного возраста. Прогимназии, дошкольные учреждения и сами родители перегружают детей информацией, преподносят ее в форме школьного занятия, вычеркивают из жизни ребенка игру, навязывают несвойственные этому возрасту деятельности (чтение, письмо, естественнонаучные знания и т. д.). Дети устают, чувствуют себя глупыми, неспособными понять трудное содержание и очень быстро отказываются узнавать что-нибудь новое. Они хотят только одного – играть.

Прежде чем записывать таких детей в трудных, рекомендуется проконсультироваться с психологом. Он определит возможности ребенка и поможет грамотно построить образовательную работу с учетом психологических особенностей ребенка.

В некоторых случаях неспециалисту сложно самостоятельно разобраться – одаренный ребенок или трудный. Это связано с тем, что как те, так и другие дети часто бывают конфликтными, стремятся к нетрадиционным решениям, плохо слушаются взрослых и слабо контролируют свое поведение. Обе категории дошкольников требуют к себе много внимания, постоянного контроля, высокого профессионализма, творческого подхода к работе. Вследствие этого педагоги очень часто относят одаренных дошкольников к трудным. Совет психолога, объективные данные об интеллектуальном и творческом потенциале ребенка могут помочь не только преодолеть трудности, но и спрогнозировать его будущее, выбрать соответствующую программу и учреждение, способное развивать таких детей.

Одаренность путают не только с трудностями, но и с другими специфическими путями развития. Нередко такое явление, как вербализм, принимают за высокий уровень интеллектуальных и творческих способностей. Для детей с таким диагнозом характерны хорошая речь, включающая много взрослых и сложных слов, придуманных названий, высокая речевая активность, стремление к общению со взрослыми, а не со сверстниками. Но за всем этим нет конечного продукта: рассказ не доводится до конца, не имеет сюжета, ребенок перескакивает с темы на тему. Такие дети не только не являются одаренными, но и нуждаются в пристальном наблюдении специалистов.

Некоторые родители обращаются в консультацию, не имея какого-либо особого запроса. Они хотят определить уровень развития ребенка и подобрать ему форму образовательной и воспитательной работы (детский сад, прогимназия, группа неполного дня, домашнее воспитание и т. д.). Психолог поможет определить не только сформированность различных групп способностей и склонностей ребенка, но и посоветовать, как оптимально развивать дошкольника, какой тип дошкольного учреждения лучше посещать, какая программа наиболее оптимальна, исходя из особенностей и предпочтений ребенка. Здесь учитываются уровень развития способностей, интересов, социальных навыков, умение адаптироваться и многое другое.

Отдельно решается вопрос о готовности ребенка к школе и возможности возникновения проблем адаптационного периода в первом классе. Существует набор методик, направленных на определение уровня психологической готовности к школьному обучению. Он включает в себя не только тесты на выявление уровня развития познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания и т. д.), но и на определение сформированности волевой, личностной и социальной сфер.

Многие исследования показывают, что большинство родителей плохо представляют себе, что такое психологическая готовность к школе. Они выделяют лишь умственную готовность, забывая о личностном и социальном компонентах. В то же время на современном этапе при переходе к обучению с шести лет эти сферы приобретают особое значение.

Дело в том, что между шестью и семью годами происходят значительные изменения в психике ребенка. Психологи связывают их с кризисом семи лет, который позволяет перейти к новой социальной ситуации развития. Однако все дети проходят этот период по-разному. Одни – уже к шести годам готовы к новой, более взрослой, школьной системе отношений. Для других этот период наступает только в 7 лет. Для успешного обучения очень важно знать, можно ли отдавать ребенка в первый класс в 6 лет или лучше подождать еще год.

Еще одна группа вопросов, с которыми обращаются к психологу, – особенности личностного и социального развития. К ним относятся тревожность, неуверенность в себе, страхи, агрессивность, чрезмерная ранимость и обидчивость, негативизм, ревность и т. д. В данной статье нет возможности очертить весь круг проблем, которые может помочь решить психолог, так как они многочисленны, разнообразны и тесно связаны между собой. Приведем лишь несколько примеров.

В современной практике много случаев, когда родители обеспокоены чрезмерной чувствительностью, обидчивостью ребенка, его несамостоятельностью. Взрослые удивлены, что в благополучной, доброжелательной и любящей семье ребенок растет неинициативным, неспокойным, ранимым. Результаты обследования показывают, что такие дети в большинстве случаев не уверены в себе, тревожны, бывают невротизированы, имеют страхи. При анализе ситуации в семье выясняется, что их чрезмерно опекают, отстраняют от реальной жизни, обязанностей и ответственности, не устанавливают четких правил и границ поведения. Такому ребенку пытаются объяснять все запреты и ограничения с точки зрения взрослого, аргументируя сложными моральными нормами. Мамы, папы, бабушки и дедушки выдвигают разные требования, противоречащие друг другу.

В такой ситуации ребенок теряется, не видит четких эталонов поведения, вследствие чего не может построить адекватный образ своего Я. Он лишен возможности самостоятельно принимать решение и отвечать за него. Все это приводит к неуверенности в себе, тревожности и иногда страхам.

Очевидно, что разобраться в такой ситуации легче психологу, чем родителям. Осознание взрослыми причин возникающих трудностей помогает их решению.

Другой вариант родительского запроса встречается несколько реже. Бывает, что мамы или папы обеспокоены агрессивностью, неискренностью, лживостью ребенка. При этом родители настойчиво говорят о том, что для ребенка делается все возможное, с ним регулярно занимаются, водят по секциям, уделяют много внимания воспитанию. При более подробной диагностике становится очевидным, что причиной сложностей в поведении дошкольника является отсутствие эмоционально насыщенных отношений между ребенком и родителями, прежде всего матерью. Маленький человек протестует против недостатка любви, тепла и своим негативным поведением привлекает

к себе внимание. Когда психолог беседует с родителями, становится ясно, что они не считают нужным показывать свои чувства и эмоции по отношению к ребенку. В таких семьях не приняты тактильные контакты: объятия, поцелуи, прикосновения, поглаживания. Взрослые отстранены от ребенка, при этом стиль их воспитания может быть как авторитарным, так и демократическим. Нередко такие взаимоотношения свойственны семьям, где воспитывались сами родители. Поэтому они не видят необходимости в проявлении своих чувств, удивляются, услышав, что их ребенок стремится прижаться к няне, воспитателю и даже постороннему взрослому. Таким родителям психологи советуют быть более нежными, открытыми с ребенком, не бояться лишний раз приласкать его.

Проблемы, возникающие в социальном развитии ребенка, чаще всего проявляются в нарушениях взаимоотношений со сверстниками, братьями или сестрами, педагогами и другими взрослыми. К психологу обращаются за советом, как быть, если ребенок не умеет дружить с другими детьми, боится социальных контактов, ревнует к брату или сестре, вызывает нарекания взрослых. Каждый раз причины такого поведения бывают различными, но все они имеют корни в личностных особенностях ребенка и в окружающей его ситуации. Лишь детальное психологическое обследование может вскрыть их.

Можно приводить еще множество интересных примеров из практики, так и не исчерпав всего многообразия вопросов, с которыми обращаются к психологу. Хотелось бы лишь отметить, что, только построив полную картину психического развития ребенка, условий, в которых он растет, можно определить причины возникновения тех или иных психических особенностей и давать рекомендации относительно наиболее эффективных путей психолого-педагогического воздействия. Поэтому при проведении психологического обследования диагностируются все сферы психического развития, проводятся анкетирование и беседы с родителями. Все это проходит в доверительной и доброжелательной атмосфере, создаются комфортные условия не только для ребенка, но и для родителей. Психолог никого не оценивает, он лишь показывает объективную картину и совместно со взрослыми ищет приемлемые пути решения возникающих трудностей. Каждый случай уникален и требует индивидуального подхода.

В Москве существует много психологических консультаций. Обычно они организуются при научных центрах или институтах. Вы всегда сможете найти то, что больше всего подходит для вашего случая.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.