ISSN 1997-9657
       

Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования

№9 2015 Пути совершенствования патриотического воспитания  в условиях модернизации системы образования
Аннотация

Министерство образования и науки Российской Федерации провело в Москве всероссийское совещание организаторов патриотического воспитания образовательных учреждений на тему «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования» при поддержке Центра военно-патриотического и гражданского воспитания города Москвы. Совещание прошло в стенах Российского государственного социального университета.

Полный текст

Актуальность проблемы формирования патриотизма обучающихся, воспитания гражданина в современных условиях в настоящее время находится в фокусе внимания со стороны государственных органов системы образования, молодежной политики и общества в целом.

Для эффективного функционирования сложившейся в России системы патриотического воспитания необходима модернизация ее организационно-методической базы. Совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей; выработка новых подходов к формированию патриотического сознания обучающейся молодежи – основная цель профессионального разговора в рамках всероссийского совещания.

Обсуждение на всероссийском совещании состоялось по следующим тематическим разделам:

• организационно-методическое обеспечение деятельности в сфере патриотического воспитания;

• региональный опыт работы в сфере патриотического воспитания детей и молодежи;

• технологии разработки проектов, программ, мероприятий в сфере патриотического воспитания и требования к их реализации.

Для организаторов патриотического воспитания участие в совещании стало еще и своеобразным итогом года 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Проведение совещания способствовало усилению внимания гражданского общества, педагогической науки и практики к усилению роли воспитательного процесса в системе образования, а также станет эффективным механизмом выявления возможностей и творческого потенциала самих педагогов и воспитателей, стимулирования их деятельности, повышения уровня их профессионального мастерства.

От каждого субъекта Российской Фе­де­рации в совещании приняли участие организаторы патриотического воспитания в образовательных организациях, в которых (или на базе которых) реализуются мероприятия долгосрочных ведомственных и/или региональных программ патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте, потом будет уже поздно. Важность и необходимость этого отразила в своем докладе Эльфия Минимулловна Дорофеева, програм­мный директор АНО ВПО «Московская педа­гогическая академия дошкольного образования», генеральный директор специализированного педагогического издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».

– Патриотизм – это не только военно-патриотическое воспитание. Это и любовь к Родине, понимание того, что за Россией великое будущее, – отметила Э.М. Дорофеева. – Когда я только начинала заниматься дошкольным образованием, я пошла на обучающие курсы, которые вел кандидат технических наук. Это меня очень удивило, я спросила, почему он занимается с дошкольниками. Он ответил, что начал заниматься со студентами. Но постепенно понял, что он никак не может переориентировать студентов, потому что их математическое мышление уже сформировано, и они не поддаются тому воздействию, которое ему было необходимо. И он перешел сначала в среднюю школу, а потом в начальную. И в начальной школе он понял, что начинать нужно с дошкольного возраста.

В советское время была разработана Типовая программа воспитания и обучения детей, по которой занимались все детские сады СССР. Это был большой прорыв в дошкольном образовании, ни в одной стране не было подобной программы.

Предполагалось, что все союзные республики на основе Типовой программы создадут свои программы, но это сделала только Российская Федерация.

В период перестройки было создано много различных образовательных программ, разобраться в которых было довольно сложно. По требованию Министерства образования была создана единая образовательная программа.

Патриотическое воспитание, которое проводилось в советское время, конечно, сегодня может вызвать улыбку, но это было. Тем не менее, основы нравственности, патриотизм были основой образования.

В современных программах это звучит ближе к западным стандартам, на первый план выходит задача развития ребенка, приобщения его к общечеловеческим ценностям, а знакомство его с родной культурой проходит в ряду многих других задач, никак отдельно не выделяется.

В то же время, обратим внимание, что делается, например, в Швеции. Шведское дошкольное образование считается одним из лучших в мире. В Швеции, как и в других западных странах, четко понимают, что именно в дошкольном возрасте закладываются те основы нравственности, которые формируют будущее человека. Приобщение к демократическим ценностям ставится как главная задача дошкольного образования. Развитие и обучение – это вторично. Главное – приобщить к общечеловеческим демократическим ценностям. В дошкольном возрасте детям объясняют, что все они равны, независимо от происхождения, пола, сексуальной ориентации и т.д. То есть западные демократические ценности прививаются в самом раннем возрасте.

Как должны формулироваться цели дошкольного образования в России? Они изложены в одной из образовательных программ дошкольного образования – программе «От рождения до школы».

Что нужно делать в дошкольном возрасте: безусловно, развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его здоровья. Патриотическое воспитание должно быть обозначено в качестве цели дошкольного образования. Нравственное воспитание, поддержка традиционных ценностей: уважение к старшим, забота о младших, гендерное развитие – это необходимо закладывать в дошкольном возрасте. Это то, чего, на мой взгляд, в современной концепции дошкольного образования не хватает – четкости формулировки воспитательных задач.

Считаю, что необходимо разработать парциальную образовательную программу по патриотическому воспитанию, которую рекомендовать к применению в дошкольных организациях. Из своих поездок по регионам я знаю, что такая программа востребована. Многие детские сады самостоятельно занимаются патриотическим воспитанием, приобщают детей к родной культуре, организуют музеи народного быта или музеи воинской славы. То есть традиции, заложенные еще в советское время и поддержанные некоторыми образовательными программами, сохраняются, но недостаточно.

Речь не идет о том, чтобы дошкольников чему-то учить. Дети воспринимают все на невербальном уровне, опосредованно, через игру. Но воспринимают настолько глубоко и емко, что это остается у них на всю жизнь. И от нас зависит, останется ли у них понимание того, что Россия – это великая страна с героическим прошлым и великим будущим.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.