ISSN 1997-9657
       

Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду

№5 2008 Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду
Фрагмент статьи

Организация и проведение проектной деятельности сопряжены с рядом трудностей. Они возникают уже на начальных этапах реализации проекта. Одна из главных задач, которую призван решать педагог на втором этапе* проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. При этом возможности могут расширяться как за счет высказывания максимально большего числа детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Уже в связи с этим понятна стратегия поведения педагога: он должен отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, которые предлагаются детьми. Также педагог должен удерживать детей в проблемном поле.

В качестве примера рассмотрим протокол второго и третьего этапа творческого проекта «Кормушка для птиц», реализованного в двух различных дошкольных учреждениях. Суть проекта заключается в том, чтобы сделать кормушку для птиц.**

Ребята, когда я шла в детский сад, то увидела птиц. Они сидели на деревьях нахохленные, почему?
Дети одновременно:
– Им грустно.
– Им холодно.
– Никто их не кормит.

Трудно им найти пищу? Мы с вами ходим гулять, трудно найти им пищу в городе?
– Им холодно.

Почему им холодно?
– Надо им скворечник сделать, чтобы тепло было.
– У нас на площадке кормят птиц.

Чем вы их кормите?
– Хлебом. Их бабушка кормит. А у нас собачка есть. Мы ее тоже кормим, ей мясо даем.

Какая у тебя бабушка хорошая.Андрей, а вы подкармливаете птиц?
– Да.

А что они кушают?
– Зернышки.
– А вот еще…

Антон, подожди. А птицы кушают ягоды? На деревьях что-то сохраняется, что птицы кушают?
– Я думаю, что остаются опавшие.

А какие ягоды?
– Рябина, смородина.

А вот у нас яблоня растет. Нужна она? Каким птицам?
– Воронам, воробушкам.
– Голубям, снегирям, синицам.

Птицы довольны, когда они покушают. Им теплее так.
– Нужно построить им домик, чтобы им было тепло.

Да, нужен домик. Как он называется?
– Скворечник.

Нет, это большой домик. А где птицы едят?
– В кормушках, в скворечниках.

Зачем нам нужны кормушки?
– Чтобы они там жили, им там теплее.

Кормушки нужны, чтобы жить в них или кушать?
– Чтобы кушали, там тепло.

А где их можно разместить?
– На деревьях, на веточках.
– На веревке.
– А моя кошка ловит мышей. И еще она залезает на подоконник и птиц ловит.

Мы сейчас о птицах говорим. Чтобы кошка не поймала птицу, кормушка высоко весит.
Если мы будем регулярно класть еду в кормушку – привыкнут птицы, будут ли они в это место прилетать?

– Да.

Да, конечно. А с какого же времени нам надо подкармливать птиц? С какого времени года?
– С осени.

Конечно, уже с осени начинается недостаток пищи.
– Когда моя кошка Манька летом болеет, она садится на окно, пытается достать птицу, но через окно не может.

Понятно, но мы будем оберегать птиц.
– Листья нужны для воздуха.

Ребята, а для чего нам птички в природе?
– Они чирикают.

Чтобы пели песенки, правильно.
– Чтобы в природе было красиво.
– Чтобы вредных насекомых кушать.

А теперь давайте отдохнем, встанем около стульчиков. Покажем, какие у нас высокие ветви растут, как у нас глубоко корни в землю уходят, стволы крепкие. А теперь у нас ветер поднялся небольшой, раскачивает деревья. И он срывает листочки, и листья падают. Упали листочки. А на деревьях у нас кто сидит? Птички. Они расправили крылышки и полетели, и сели.
– А можно мне про котенка своего рас сказать?

Про котенка мы немного позднее поговорим.Вот мы говорили, что птички нужны для пения, для красоты, для уничтожения насекомых.
– Они защищают нас.
– Чтобы деревья не портили.
– Чтобы картошку не ели.

А теперь давайте представим, что нам надо сделать кормушку, чтобы помочь птичкам. Из чего мы ее будем делать?
– Из пластмассы.
– Из бутылки.

Да, из бутылки можно.
– Из пакета.

Совершенно верно, из пакета.
– Из дощечек.

Конечно, из дощечек.
– Из стекла.
– Из шляпы.

Да, и из шляпы можно.
– Из деревьев.

Из деревьев можно. Есть пенечки, как можно из них сделать, кто подскажет?
– Я вообще не знаю.

В пенечках есть отверстия?
– Дырочки.

И что в них должно находиться?
– Еда.

Корм для птицы. Тогда птичка может достать оттуда корм. Ребятки, сейчас мы с вами будем садиться на свои места и сделаем зарисовки наших кормушек.

Мы видим, что обсуждение дается педагогу нелегко: дети далеко не всегда удерживаются в теме обсуждения и говорят практически одновременно, что создает дополнительные трудности. Одна из задач педагога – обеспечить поочередное выступление детей, чтобы остальные слышали высказывания сверстников. Этого можно достичь, если использовать какое-либо дополнительное средство. Например, давать в руки ребенку игрушечный микрофон (или предмет, его обозначающий) и ввести правило – говорить может только тот ребенок, у которого есть в руках микрофон. Нарушение порядка в этом случае устраняется просто – педагог напоминает, что, если у ребенка нет микрофона, он может только слушать.

Теперь обратим внимание на логику высказываний педагога, в соответствии с которой разворачивается занятие. На втором этапе необходимо привести детей к мысли о том, что птицам необходимо помогать. В начале занятия педагог задает детям вопрос, почему птицы нахохлились. Дети отвечают, что им холодно. В этой ситуации педагог должен обсудить с детьми, как птицы могут согреться. И главный ответ на этот вопрос заключается в том, что птиц нужно накормить, тогда у них будет энергия и им станет тепло. В обсуждении же именно этот вопрос обходится стороной. Вместо этого педагог поднимает другой вопрос, о значении птиц в жизни человека. Однако и он обсуждается как бы вскользь. На самом же деле именно эти смысловые вопросы являются основой возможной проблемной ситуации: птицы важные, прекрасные существа, помогающие человеку; зимой они замерзают, потому что им нечего есть; как же им помочь.

Здесь возникает первый круг возможностей, которые необходимо обсудить с детьми: птицу можно взять на зиму домой; птиц можно держать в зоопарке; построить для птицы домик; птиц можно накормить. Последний вариант может быть основанием для будущего проекта.

С этого момента начинается новый этап по выработке идей реализации выбранной возможности. Он связан с ответом на вопрос о том, как же можно накормить птиц. Как отмечали дети, птиц можно кормить на улице и в кормушке, хлебом и ягодами и т. д. При этом дети должны озвучить максимальное число идей, каждую из которых нужно обсудить. В процессе обсуждения подчеркивается своеобразие каждой идеи, которое может заключаться в особенно стях реализации возможности. После того как дети высказались, педагогу следует перечислить все идеи и предложить их зарисовать. Затем каждому ребенку предлагается показать свой рисунок и обосновать свое решение.

На следующем занятии педагог возвращается к рисункам детей, выявляя наиболее подходящую идею. Например, кормление птиц на земле или на пеньке подвергает их опасности со стороны кошек и собак; кормление их хлебом может привести к тому, что большие птицы отгонят маленьких и т. д. В ходе обсуждения должна быть выявлена возможность создания специальной кормушки, которая бы учитывала адресат (размер птицы), безопасность, особенности корма, погодных условий и др. Только после того, как дети предложили идею кормушки, педагог ставит вопрос о материале, из которого она изготавливается, и о том, где она может быть размещена.

Таким образом, пространство возможностей создается три раза: при выявлении способов помощи птицам, вариантов их кормления и особенностей изготовления конкретной кормушки. Возвращаясь к занятию, мы видим, что фактически два из трех пространств возможностей были лишь намечены и не разворачивались. Тем самым это ограничивает, с одной стороны, контекст понимания ситуации (зачем нужна кормушка), а с другой – накладывает жесткие рамки на мышление ребенка (поскольку педагог не столько поддерживает детское размышление, сколько предлагает свое решение вопроса).

* На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Второй этап связан с началом работы непосредственно с дошкольниками. Она направлена на то, чтобы раскрыть детские смыслы предстоящей деятельности. На третьем этапе организуется работа по созданию идей. Подробнее см. Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №№ 2–3.

** Здесь и далее в протоколах занятий курсивом выделены слова педагога, обычным шрифтом – слова детей.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.