ISSN 1997-9657
       

Емельянова Э.Л. Раннее развитие – за и против

№2 2008 Емельянова Э.Л. Раннее развитие – за и против
Полный текст

Тему круглого стола подсказал случай. Как-то гуляя неподалеку от детской площадки, я стала свидетельницей жаркого спора двух молодых мам.
– Ты пойми, ему всего два с половиной, а он уже читает!!! – взволнованно говорила одна.
– Да ты же лишаешь своего сына детства! – с возмущением отвечала ей другая.– Ничего подобного, – с гордостью возражала первая, – зато какое будущее его ждет. К 18 годам уже можно защитить диссертацию!

Родители играющих на площадке детей заинтересовались спором мамочек и вскоре разделились на два «воинствующих» лагеря. Одни с восхищением смотрели на продвинутого малыша и с воодушевлением поддерживали маму, пропагандирующую раннее развитие. Другие жалели ребенка, «лишенного» детства. Диалога не получалось. Я не решилась присоединиться к какой-либо из сторон, но очень хотелось разобраться, кто же прав. И я обратилась за помощью к специалистам, занимающимся проблемами раннего развития детей.

Для участия в дискуссии были приглашены:

  • Юлия Владимировна Алексеева – президент сети центров раннего развития «ЯСАМ»;
  • Анна Юрьевна Берсон – директор детского клуба «Смайлик»;
  • Татьяна Витальевна Вымекаева – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Сургутского государственного университета;
  • Лена Данилова – руководитель авторского проекта «Раннее развитие детей»;
  • Людмила Михайловна Ладоша – детский врач-невролог;
  • Мария Борисовна Майорская – ведущий специалист центра «Рожана»;
  • Ольга Владимировна Хухлаева – профессор, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, руководитель психологической службы НОУ «Ломоносовская школа».

– Тема раннего развития детей сложная и неоднозначная, поэтому давайте сначала определим, что такое раннее развитие, как его понимают участники дискуссии?

Ю.В. Алексеева. Для центров раннего развития детей понятие «раннее развитие» совместимо с понятием «развивающие уроки» для малышей. На этих уроках ребенок в раннем возрасте обучается не тому, что он умеет делать самостоятельно, а тому, что он не умеет, однако сможет вместе со взрослым на основе врожденного детского инстинкта «интеллектуального подражания». В сотрудничестве малыш поднимается на одну интеллектуальную ступень выше. То, что ребенок сумеет в сотрудничестве, завтра он сделает сам.

А.Ю. Берсон. Если давать «дословный перевод», то раннее развитие – это интенсивное развитие психических и физических функций ребенка в раннем возрасте (до 3-х лет). Однако в современном мире под ранним развитием, на мой взгляд, понимается некое особое отношение к ребенку. Особое отношение прежде всего родителей, когда они задумываются о том, как организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы его врожденные способности получили максимальное развитие. Как организовать пространство вокруг ребенка; в какие игры играть с ним; как удовлетворить его познавательные потребности; какие игрушки подобрать, а может, даже сделать своими руками; какие развивающие занятия посещать.

Лена Данилова. Я занимаюсь ранним развитием уже больше десяти лет. И в течение этого времени мое представление о раннем развитии, конечно, менялось. Каждая мама понимает раннее развитие посвоему. Для одной – это раннее чтение, для другой – рисование. Ктото делает все понемногу, но тоже с восторгом и энтузиазмом.Я не принимаю раннее развитие как раннее интеллектуальное развитие. Для меня это, прежде всего, раннее творческое развитие, обязательное раннее физическое развитие и всетаки раннее воспитание самостоятельности у детей. А потом уже накопление знаний, развитие интеллекта, внимания, памяти, мышления.

Т.В. Вымекаева. Обозначая свое отношение к феномену раннего развития, мне бы хотелось поднять проблему не столько развития, сколько проблему здоровья наших детей вообще и психического здоровья в частности. Особенно это касается периода раннего детства, когда закладывается весь потенциал жизни человека. Компенсаторные возможно сти интеллектуального развития практически неограниченны, а вот физическое и психиче ское развитие на последующих этапах развития человека компенсировать очень сложно. Мое отношение к методикам раннего развития самое хорошее, если их авторы ориентированы на психологические законы развития младенца и ребенка раннего возраста и сами реализуют созданную ими методику. Человек (педагог, психолог, мама), занимающийся с маленьким ребенком, должен творчески подходить к любой методике и брать из нее только то, что для него наполнено смыслом, чувствами и переживаниями.

М.Б. Майорская. Дети прекрасно развиваются в раннем возрасте, поглощая умопомрачительные объемы информации, если им не мешают взрослые. Независимо от того, стремятся ли родители развить ребенка или не делают этого, он пройдет колоссальный этап развития именно в первые три года жизни, из которых особенно насыщен первый год. Это происходит просто потому, что ребенок так устроен. Но родители, зная об этой природной особенности ребенка и не вполне понимая, зачем она нужна, боятся чего-нибудь недодать своему чаду. Многие из них окрылены идеей развития гения, чтобы гордиться своими достижениями в воспитании дитяти. Ну, очень хочется маме двухлетнего малыша сказать другой маме: «А наш уже читает!» И непременно подчеркнуть – «вот чего мы достигли!», подразумевая, «какая я замечательная мама».

– Какова же основная цель методик раннего развития? Что предлагают их авторы – вырастить гения?

А.Ю. Берсон. На сколько мне известно, гениаль ность – это или врожденный дар, или плод очень упорного труда под контролем родителей. Например, многих великих художников в детстве родители заставляли заниматься рисованием по многу часов в день (Карла Брюллова, например). Рекомендовать такие изнуряющие занятия, даже в рамках одной из методик раннего развития, я бы не стала. Я считаю, что цель раннего развития – стимуляция психических и физических способностей ребенка в самом сенситивном для их развития возрасте. Целью раннего развития не является овладение теми или иными навыками раньше, чем другие дети (научиться ходить или читать раньше других). Цель раннего развития – развитие мышления, аналитических способностей, логики, памяти, внимания, двигательных возможностей, а овладение различными навыками, такими как чтение, письмо, счет и т. п., – это лишь неминуемый побочный эффект раннего развития. Если с ребенком занимаются, то его способности развиваются интенсивнее и глубже, чем, если бы с ним никто не занимался.

Ю.В. Алексеева. Целью как раз и является выявление области несозревших, но созревающих процессов в раннем возрасте, которые составляют зону ближайшего развития ребенка. Это и есть основная задача раннего развития. А для того чтобы ее правильно реализовывать, родителям или педагогам надо четко представлять психофизиологические особенности этого возраста. Гениями скорее рождаются, а не становятся, а вырастить успешного и счаст ливого человека благодаря грамотному раннему развитию – это наша задача. И составляющие факторы здесь не могут ограничиваться интеллектуальными или физическими достижениями, социальный и воспитательный компонент в раннем развитии – важный залог будущей личности человека.

– Малышу в период раннего возраста даны феноменальные способности усваивать огромный объем информации. Означает ли это, что ребенка нужно максимально загрузить разнообразной информацией, или эти способности даны ему природой с какой-то другой целью?

М.Б. Майорская. Человек – существо социальное и ему необходим развитый мозг, чтобы он мог успешно встроиться в социум. Для этого надо овладеть многими понятиями. Например, усвоить иерархию группы и общества, различные формы взаимоотношений между ее членами, запретные зоны, свое положение в группе, культурные особенности, быт и систему хозяйствования. Но кроме этого, необходимо знать и то, что позволит выжить, понять взаимосвязи с окружающим миром и уметь ориентироваться в нем, то есть животный и растительный мир, атмосферные и астрономические явления, смену времени суток и времен года и т. д. Таким образом, к моменту социальной адаптации, которая начинается у ребенка примерно в 3–3,5 го да, он должен знать все, что поможет ему жить по законам группы и выжить в природной среде обитания. Поэтому, в зависимо сти от сложности устройства социума и условий выживания, ребенок усваивает тот или иной объем знаний и проводит взаимосвязи между полученными понятиями. Его развитие в этот период должно быть оптимальным, востребованным жизненной необходимостью. Пытаясь навязать ему программу развития, определенную неестественным образом жизни, мы неизменно вторгаемся в процесс индивидуального развития ребенка и нарушаем его.

– Но ведь на занятиях по раннему развитию дети как раз и получают представления об атмосферных и астрономических явлениях, о животном и растительном мире и т. д.

М.Б. Майорская. Специфика детского восприятия состоит в том, что лучше всего они усваивают только то, что видят и слышат, то, что получают в непосредственном общении со взрослыми. Но видеть они должны не знаковые символы (цифры и буквы), а объекты внешнего мира и взаимоотношения людей в группе. Ребенок воспринимает то, что передано в непосредственном общении и окрашено эмоциями и множеством интонаций. Текст же, который он читает самостоятельно, не расцвечен эмоциями, потому что малыш пока не имеет опыта эмоциональной передачи информации. Этот опыт складывается у него в результате длительного ежедневного общения, слушания рассказов и переживания различных событий.

Формирование эмоционального опыта ребенка раннего возраста чрезвычайно важно для развития у него нравственных понятий. Вся информация должна быть пронизана чувствами. Понятия о добре и зле, счастье и горе и даже понятие о светлом утре, жарком лете, опасной поездке, уютной комнате и старом диване складываются только тогда, когда ребенок непосредственно наблюдает проявления чувств и эмоций, характеризующих эти понятия.

Кроме того, информация, усваиваемая ребенком, должна быть непосредственно связана с его жизнью и жизнью его семьи. Его совершенно не интересует, какие звери живут в средней полосе России, ему нужно знать, с каким конкретно зверем он может встретиться на прогулке или вчера встретился его папа, или кто оставил вот такие интересные следы на снегу. Это живое конкретное знание. А животные, изучаемые на специальных занятиях по картинкам, воспринимаются настолько абстрактно, что дети даже не могут определить разницу в размерах между ними.

– А как же методики раннего обучения чтению, письму, в которых обещается научить детей читать раньше, чем говорить?

Т.В. Вымекаева. Читать рано не только не полезно, но даже вредно и с точки зрения психического развития, и с точки зрения психического здоровья ребенка. Чтение является культурным средством постижения мира. Освоение любого средства без возможно сти настоящего его применения бессмысленно. Вспомните изучение английского языка, на котором вам абсолютно не с кем разговаривать. Чтению и письму лучше учиться одновременно, так как это две смысловые стороны процесса передачи информации. А какую информацию ребенок должен передать, если ему еще нечего сказать, и это желание появится не скоро, гораздо позже желания спросить. То, что ребенка этого возраста можно «натаскать» на воспроизведение практически любой информации, – это факт, но тогда подумайте, кого вы воспитываете?

Ю.В. Алексеева. Давайте определим границы термина «рано» при обсуждении процесса чтения. В год-полтора, конечно, рано об этом говорить. А вот в два-три года ребенок уже готов запоминать буквы, и с удовольствием это делает в легкой игровой форме. Музыкальные азбуки, детские плакаты с алфавитом – для многих детей являются любимым объектом. С 3–4 лет большинство детей готовы складывать буквы в слоги. И поверьте, при таком плавном обучение чтению с раннего возраста дети к пяти годам без всякого труда и усилий овладевают этим процессом. И, наоборот, если ребенок только начинает учиться читать в 5 лет, для него это становится невероятно сложным процессом и во многих случаях вызывает негативное отношение.

Лена Данилова. Я считаю, что результаты есть там, где есть игровое обучение, где есть регулярность, где есть гармоничное сочетание физического, творческого и интеллектуального развития. А там, где только натаскивание, могут быть результаты, но они быстро исчезают. Не занимайся месяц – и ребенок ничего не помнит и не умеет.

– Так что же все-таки дает раннее развитие малышу?

О.В. Хухлаева. Я бы рассмотрела ответ на этот вопрос в трех плоскостях:

  • зачем развивать ребенка;
  • как развивать, т. е. не подменяем ли мы развитие обучением;
  • как избежать подводных камней при развитии.

Итак, зачем же все-таки его развивать? Большинство родителей скажут: «Это нужно, чтобы в жизни он был успешным». Однако между уровнем развития человека и уровнем его успешности или наличием социального статуса практически нет взаимосвязи. Всем известно, что предпосылками успешности является наличие у человека таких качеств, как инициативность, жизненная активность, творческая позиция, высокая коммуникабельность. Конечно, эти качества тоже можно развивать, и я думаю, даже нужно. Но мы, говоря о развитии, их не имеем в виду. А зря.

Чаще под развитием понимается именно обучение ребенка различным знаниям и умениям. Именно это обычно присутствует в рекламах многих курсов для детей. Однако механическое накопление ребенком знаний далеко не всегда соответствует повышению уровня его развития, если будем понимать под последним появление у ребенка качественно новых способностей и возможностей. Если представить взрослого в роли скульптора, то многие из них видят ребенка в качестве мешочка, который нужно как можно туже набить гипсом. Мешочек, наполненный до краев, порой лопается, гипс просыпается, взрослые же старательно пытаются засыпать его обратно. Конечно, это проще, чем создавать из гипса скульптуру, качественно новое творение. На это требуется больше времени.

Есть еще одна тонкость. Результаты обучения видны сразу. Их можно продемонстрировать родственникам и знакомым. А результаты развития не просто малозаметны, но порой проявляются лишь через несколько лет. Поэтому очень многие родители делают акцент именно на обучении ребенка. Так ли это плохо? Многолетний опыт приема в элитную школу (Ломоносовскую) показывает, что слишком часто только при вступительном тестировании родители узнают, что уровень развития их ребенка недостаточен для успешного обучения в школе. А запас знаний при этом бывает огромным.

Выходит, ребенка все-таки стоит развивать? Я бы сказала, что необходимо создавать условия для его развития, чтобы развивался он сам. Причем делать это с умом, с опорой на такое понятие, как сензитивный период развития – т. е. на время для оптимального развития той или иной познавательной функции. В этот период ребенок должен получать для нее «усиленное питание». Тогда она будет бурно развиваться, а иначе может остановиться. Приведем пример. В младенчестве у ребенка развиваются предпосылки речи – лепет. Поэтому развивающим условием для него будет наличие речевой среды. Наблюдения за глухими детьми показали, что у них лепет возникает, как и у здоровых, в 5–6 месяцев, а потом без прослушивания человеческой речи постепенно затухает.

А может быть, не стоит ждать сензитивных периодов, а начать раньше? Тогда появляются два (на самом деле больше) подводных камня, на которые можно налететь.

Первый обусловлен наличием функциональной асимметрии мозга, т.е. разными функциями, которые выполняют левое и правое полушария. Традиционное раннее обучение актуализирует в основном левое полушарие. Не вдаваясь в подробности, скажем, что есть шанс переутомить ребенка или вырастить из него «несозидателя», т. е. человека, не умеющего создать собственный творческий продукт.

Второй – это лишение ребенка, активно включенного в обучение, времени, которое ему требуется для его естественного развития, необходимого для формирования активности, инициативности, личностных характеристик и т. п. С последствиями выбора такого пути родители столкнутся уже в начальной школе, а в подростковом возрасте придется бить тревогу. Серьезные трудности в общении, неуверенность в себе, в особенности у мальчиков, безволие – эти и многие другие беды ждут таких детей.

Мое любимое слово – гармония. Поэтому давайте позволим ребенку гармонично развивать тело и душу. Логику и интуицию. Эмоции и разум. Тогда он обязательно будет счастлив.

– А что позволяет в раннем развитии достигать высоких результатов?

А.Ю. Берсон. Если в определенном возрасте создать ребенку условия для удовлетворения именно тех познавательных потребностей, которые актуальны для него на данном этапе, то соответствующие этим потребностям способности развиваются очень быстро и легко. Я думаю, что успех методик раннего развития в том, что они «подбрасывают» ребенку нужную «пищу для ума» в нужный момент, а ребенок принимает ее с интересом и с удо вольствием.

Ю.В. Алексеева. Дисциплинированность ро дителей в вопросах обучения ребенка. Уважение и доверие к ребенку – в воспитательной сфере.

– Сейчас часто даже от взрослых можно услышать: «Мне не надоело, я просто устал…» Не устают ли дети?

Т.В. Вымекаева. С проблемами перегрузок у младенцев и детей раннего возраста мы, психологи, сталкиваемся достаточно часто. Это очень опасный возраст из-за огромного потенциала «впитываемости» всего, что ребенку предлагается. У взрослых возникает великий соблазн «закачать» в принимающую систему как можно больше информации, не задавая себе вопрос: ЗАЧЕМ?. Оканчивается это, как минимум неврозами и психосоматическими расстройствами, а как максимум – психическими заболеваниями, ве дущими к серьезной задержке психиче ского развития на всю жизнь. Иногда создается ощущение, что из благих намерений родители (иногда педагоги) пытаются напичкать ребенка всем, что якобы может в жизни пригодиться. Но любое средство хорошо, когда на него есть жизненный запрос. А стратегия «про запас» напоминает «скупого рыцаря», который над своими сокровищами так и умер, не поняв, зачем они ему были нужны. Берегите своих детей от такой судьбы!

Ю.В. Алексеева. И все-таки я думаю, что психологи в своей практике должны чаще сталкиваться с «недогрузом» малышей, чем с «перегрузом». В большинстве своем родители или не занимаются с ребенком или занимаются недостаточно. Ведь любые занятия с ребенком требуют и больших усилий, и педагогических знаний. И не всегда это есть у родителей. Поэтому было бы замечательно, чтобы психологи больше занимались имен но развитием детей, что очень важно в любом возрасте. Именно между 9 месяцами и 4–5 годами способность усваивать информацию беспрецедентна, а желание получать ее велико как никогда, потому что в этот период идет бурное развитие человеческого мозга, которое потом постепенно замедляется. К пяти годам процесс роста мозга завершен на 80%, а к 8 годам он фактически закончен. И конечно, стремление родителей развить ребенка именно в этот период происходит в том числе на инстинктивном уровне. Другой вопрос: как развить – количеством получаемой информации или качественным развитием психических процессов и необходимых навыков? Я думаю, второй путь более необходим в раннем возрасте. И это то, чем занимаются в центрах раннего развития с малышами.

Л.М. Ладоша. Развитие ребенка начинается с момента его появления на свет. На каждом возрастном этапе формируются специфиче ские функции, которые служат показателями развития младенца. Родителям необходимо знать, прежде всего, основные этапы развития здорового ребенка. Важно понимать, что нужна совместная стимуляция всех моторных, познавательных и речевых функций, поскольку для гармоничного развития ребенка важны все эти показатели. Причем основную роль нужно отвести эмоциональному общению ребенка с взрослым. Для формирования координированной работы всех систем организма желательно воздействовать одновременно на несколько органов чувств, тем самым стимулируя зрительный, тактильный и слуховой анализаторы. Мать и другие члены семьи должны стремиться овладеть теми знаниями, которые помогут ребенку добиться максимальных успехов в развитии. Родители должны быть очень внимательны к своему ребенку, тогда они смогут понять, что является для него важным и полезным. Практика показывает, что грамотный подход к раннему развитию ребенка помогает максимально раскрыть его способно сти. Однако бездумная стимуляция и излишнее давление на ребенка могут привести к непредсказуемым последствиям.

– Подводя итоги беседы, хотелось бы услышать совет, как родителям найти тропинку к Я ребенка и как воспитателям и педагогам сохранить психологическое здоровье дошкольников?

О.В. Хухлаева. Этот вопрос очень емкий, на него трудно ответить кратко. Но родителям важно знать, что ребенок может быть здоров или не здоров не только физически, но и психологически. Жаль, что современные родители мало знают об этом и нередко приходят к психологу либо по рекомендации врача, либо при возникновении серьезных поведенческих проблем.

Окружающий мир, организованный ребенком в его собственную картину, представляет для него огромный интерес, он непрестанно изучает его, поэтому у него возникает потребность обсудить его со взрослыми. Но для этого взрослому нужно временно абстрагироваться от своего мира, забыть законы его существования и погрузиться в интересы ребенка, быть рядом с ним. Для большинства взрослых это достаточно трудно. Нужно при необходимости играть с ребенком – рычать львом или «бомбить» подушками перевернутую пластмассовую детскую ванночку – подводную лодку, под которой сидит ребенок-капитан.

Трудно не только играть, но и выслушивать ребенка, не пытаясь поучать его или обесценивать детский взгляд на мир. Именно в таком общении со взрослым ребенок учится делиться переживаниями, быть эмоционально открытым с близкими людьми без страха осуждения ими. Малыш приобретает понимание ценности своего мнения для окружающих. «Раз меня так внимательно слушают, значит, им важно то, что я говорю и думаю» – так расценивает ребенок интерес взрослого к его рассказу.

Если мы хотим, чтобы ребенок был эмоционально открытым, делился с нами своими переживаниями, а впоследствии впускал в свой внутренний мир друзей и близких, необходимо проявлять интерес ко всему, что составляет картину мира ребенка, воспринимать ее с уважением, играть и обсуждать ее с ребенком.

При этом обязательно необходимо демонстрировать, что все мысли ребенка для вас очень важны, что они намного значимее, чем, к примеру, приглашение вашего друга поехать с ним на рыбалку или посетить солярий. Если удается, можно смотреть вместе фильмы и обсуждать их. Но параллельной линией должны стать ваши рассказы о себе – о детстве (смешные случаи, страшные истории) и обязательно о сегодняшней жизни. А если вы сумеете создавать ситуации, когда ребенок сможет дать вам совет по какому-то поводу, это будет совсем здорово.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.