ISSN 1997-9657
       

Чеснокова О.Б. «Расскажи мне, мама, сказку перед сном»

Аннотация

Семейное чтение традиционно имеет образовательные и воспитательные функции. Однако в последнее время интерес к этому виду деятельности снижается. В статье анализируется развивающий эффект относительно малоизученной формы семейного чтения – чтения перед сном и ответной реакции ребенка на разные типы и формы семейного чтения и рассказывания сказок перед сном в младшем и среднем дошкольном возрасте. Исследование проводилось на базе трех детских садов г. Москвы. Результаты исследования позволяют автору сделать вывод, что в общении родителей с ребенком перед сном целесообразно гибко использовать различные стратегии обеспечения социо-эмоционального психологического комфорта в зависимости от событий дня ребенка и целей такого взаимодействия. Главными функциями чтения перед сном являются осознание себя, разрешение конфликтов, репрезентация и вербализация опыта, развитие отношений привязанности, усвоение ценностей и норм.

Фрагмент статьи

Семейное чтение и рассказывание сказок является достаточно устойчивой семейной и культурной практикой во многих странах мира в разное историческое время (Рейблат, 2001, Olmedo, 2004). Традиционно, за семейным чтением были закреплены образовательные и воспитательные функции (Рубакин, 1928/1977). В этом контексте семейному чтению придавалось большое значение для приобщения ребенка к книжной культуре. В настоящий момент снижающийся интерес к чтению и изменение функции чтения (преимущественно получение информации и развлечение) общемировая тенденция (Чернышева, 2009). В России это привело к резкому снижению книжной культуры и несформированности читательской компетентности, что заметно уже в начальной школе. Это проявляется в сниженной мотивации к чтению, в характере предпочтений ребенка в выборе книг, в неразвитом восприятии ребенком литературных жанров, в обедненном речевом развитии.

В 1970-е годы в России регулярно читали детям в 80% семей, сегодня – только в 7%. Отвечая на вопрос «Что ты делал вчера дома?», российские подростки называют просмотр телепередач (68,8%) и видеофильмов (20%), компьютерные игры (33%), слушание музыки (27%); чтение книг и периодики отмечают только 17%. Выбор художественной литературы для чтения детям говорит о падении вкуса даже в интеллектуальной среде. Согласно результатам исследований международной организации PISA, российские учащиеся не всегда способны понимать объемную, когнитивно сложную, фактологическую и противоречивую информацию, критически ее оценивать, работать с понятиями, которые противоположны их ожиданиям, демонстрируют неумение извлекать смысл из текстов разных типов, привлекать информацию, находящуюся за пределами задания, использовать сведения из смежных областей. Самостоятельное чтение по инициативе самого ребенка, а не как принудительный элемент школьного задания часто подменяется взаимодействием ребенка с разнообразными мультимедийными носителями визуальных игр и информации. Это приводит к воспроизводст­ву не читающего, а смотрящего и слушающего поколения (Sullivan, 2004, МЦБС, 2009).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО".

Список литературы

1. Национальная программа поддержки и развития чтения. – Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. – http://www.mcbs.ru/chtenie.htm.

2. Евсюкова А.Н. Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте. Фестиваль педагогических идей // Работа с дошкольниками. – Первое сентября, 2012; http://festival.1september.ru/articles/525229.

3. Рейтблат А. Чтение вслух как культурная традиция // Рейтблат А. И. Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. – М.: НЛО, 2001. – С. 30–35.

4. Рубакин Н.А. Психология читателя и кни-ги. – М.: Всесоюзная книжная палата, 1928/1977.

5. Сапогова Е.Е. Микросоциум семьи и семейный нарратив как психологическая основа культурного социогенеза. Индивидуальные и сти- левые особенности личности / Отв. ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромек. – Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2002. – С. 177–190.

6. Слышкин Г.Г. От текста к символу. Линг­вокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. – М.: Academia, 2000.

7. Ульянский А.И. Няня Пушкина. – СПб: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008.

8. Чернышева Л.В. Кризис детского чтения – общемировая тенденция // Школа: день за днем. – Педагогический альманах. – 2009. – №12.

9. Чеснокова О.Б., Субботский Е.В. (2010) Раз­вивающий эффект семейного чтения в раннем возрасте: возрастно-психологический подход // Журнал международного института чтения им. А. А. Леонтьева. – 2010. – №9. – С. 139–141.

10. Эйсмонт П.М. Семантика и синтаксис спон­танного нарратива: экспериментальное исследование на материале русского языка: Автореф. диссертации. – СПб, 2008.

11. Ягунова Е.В. Спонтанный нарратив у детей и у взрослых. Проблемы онтолингвистики-2012: Ма­те­риалы международной научной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения К. И. Чу­ковского и 120-летию со дня рождения А. Н. Гвоздева. – СПб.: Златоуст, 2012.

12. Allor J.H., McCathren R.B. Developing Emergent Literacy Skills through Storybook Reading // Intervention in School and Clinic. – 2003. – №39(2). – P. 72–79.

13. Bakhtin M. The Dialogic Imagination / M. Holquist (Ed.). – Austin: University of Texas Press, 1981.

14. Bamberg M., Reilly J. Emotion, Narrative, and Affect: How Children Discover the Relationship between What to Say and How to Say It // Social Interaction, Social Context, and Language / D. I. Slobin, J. Gerhardt, A. Kyratzis at al. (Eds.). – Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 1996. – P. 329–341.

15. Bamberg M. Narrative Development: Six Approaches. Mahwah NJ: Lawrence Erlbaum Assoc., 1997.

16. Baumeister R.F., Newman L.S. How Stories Make Sense of Personal Experiences: Motives that Shape Autobiographical Narratives // Personality and Social Psychology Bulletin. – 1994. – №20. – P. 676–690.

17. Blake J. No Fairytale. The Benefits of the Bedtime Story // Psychologist. – 2008. – V. 21(5). – P. 386–388.

18. Brockmeier J., Harre R. Narrative: Problems and Promises of an Alternative paradigm // Research on Language and Social Interaction. – 1997. – №30. – P. 263–283.

19. Brockmeier J. Pathways of Narrative Meaning Construction // The Development of Social Cognition and Communication / B. D. Homer, C. Tamis-LeMonda (Eds.). – Mahwah, NJ: Erlbaum, 2005. – P. 291–313.

20. Bruner J. Actual Minds, Possible Words. – Cambridge, MA:Harward University Press, 1986.

21. Bruner J., Lucariello J. Monologue as Narrative Recreation of the World // Narrative from the Crib / K. Nelson (Ed.) – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989.

22. Bruner J. Frames of Thinking: Ways of Making Meaning // Modes of Thought: Exploration in Culture and Cognition / D. Olson, N. Torrance (Eds.). – Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1996. – P. 93–105.

23. Burke R., Brett R. Kuhn B. et al. A “Storybook” Ending to Children’s Bedtime Problems – The Use of a Rewarding Social Story to Reduce Bedtime Resistance and Frequent Night Waking // Journal of Pediatric Psychology. – 2004. – №29(5). – P. 389–396.

24. Chang C.J. Telling Stories of Experiences: Narrative Development of Young Chinese Children // Applied Psycholinguistics. – 2004. – №25. – P. 83–104.

25. Chesnokova O. Bedtime Stories Narrated by Preschool Children: Developmental Approach. Developmental Psychology Seminar. – Lancaster University, UK, 2009.

26. Cornell E., Broda L. Age-related Differences in the Organization of Parent-infant Interaction During Picture-book Reading // Early Childhood Research Quarterly. – 1995. – V. 10(3). – P. 317–337.

27. Dore J. Monologue as Reenvoicement of Dialogue // Narratives from the Crib / K. Nelson (Ed.). – Cambridge; MA: Harvard University Press, 1989. – P. 231–260.

28. Fivush R. Emotional Content of Parent-child Conversations about the Past // Memory and Affect in Development: The Minnesota Symposia on Child Psychology / C. A. Nelson (Ed.). – Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1993. – Vol. 26. – P. 39–77.

29. Emde R., Dennis P., Wolf D. et al. Revealing the Inner Worlds of Young Children: The MacArthur Story Stem Battery and Parent-Child Narratives. – NY: Oxford University Press, 2003.

30. Fivush R., Haden C.A. (Eds.). Autobiographical Memory and the Construction of a Narrative Self: Developmental and Cultural Perspectives. – Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2003.

31. Jiryung A., Filipenko M. Narrative, Imaginary Play, Art, and Self: Intersecting Worlds // Early Childhood Education Journal. – 2007. – V. 34(4). – P. 279–289.

32. Harre R., van Langenhove L. Varieties of Positioning // Journal for the Theory of Social Behaviour. – 1991. – №21(4). – P. 393–407.

33. Harre R., van Langenhove L. The Dynamics of Social Episodes // Positioning Theory: Moral Contexts of Intentional Action / Rom Harre, Luk van Langenhove (Eds.). – Oxford: Blackwell, 1999. – P. 1–14.

34. Heath S.B. Taking a Cross-cultural Look at Narratives // Topics in Language Disorders. – 1986. – №7(1). – P. 84–94.

35. Heron P. Nonreactive Co-sleeping and Child Behavior: Getting a Good Night’s Sleep All Night Every Night. – Masters Thesis, University of Bristol, Bristol, United Kingdom, 1994.

36. Kamerman S.B. Early Childhood Education and Care in Advanced Industrialized Countries: Current Policy and Program Trends // Phi Delta Kappan. – 2005. – №87(3). – P. 193–195.

37. Karmiloff-Smith A. The Grammatical Marking of Thematic Structure in the Development of Language Production // The Child’s Construction of Language / W. Deutsch (Ed.). – New York: Academic Press, 1981.

38. Kemp M. Parents, Teachers, Children: a Whole Literacy Education System // Family Involvement in Literacy: Effective Partnerships in Education / S. Wolfendale, K. Topping (Eds.). – London: Cassell, 1996.

39. Kyratzis A. Language and Culture: Socialization through Personal Story-telling Practice // Human Development. – 2005. – №48. – P. 146–150.

40. Labov W., Waletzky J. Narrative Analysis. Essays on the Verbal and Visual Arts / J. Helm (Ed.). – Seattle: U. of Washington Press, 1967. – P. 12–44.

41. Lombardo M. Rhythmic Reading and Role Playing. – Library Media Connection, 2005. – P. 38–39.

42. Morelli G., Rogoff B., Oppenheim D. et al. Cultural Variation in Infants’ Sleeping Arrangements: Questions of Independence // Developmental Psychology. – 1992. – V. 28. – P. 604–613.

43. Morrell J. M., Cortina-Borja M. The Development Change in Strategies Parents Employ to Settle Young Children to Sleep, and Their Relationship to Infant Sleeping Problems, as Assessed by a New Questionnaire: The Parental Interactive Bedtime Behaviour Scale // Infant and Child Development. – 2002. – №11. – P. 17–41.

44. McAdams D.P. Personality, Modernity, and the Storied Self: A Contemporary Framework for Studying Persons // Psychological Inquiry. – 1996. – №7(4). – P. 295–321.

45. McCabe A., Peterson C. Getting the Story: A Longitudinal Study of Parental Styles in Eliciting Narratives and Developing Narrative Skill // Developing narrative structure / A. McCabe, C. Peterson (Eds.). – Hillside, NJ: Erlbaum. – P. 217–253.

46. McKenna J. Cultural Influences on Infant and Childhood Sleep Biology, and The Science that Studies It: Toward a More Inclusive Paradigm // Sleep and Breathing / Loughlin J., Carroll J., Marcus C. (Eds.) // Children: A Developmental Approach. – Marcell Dakker. 2002.

47. McNamee G.D. The Social Interaction Origins of Narrative Skills // Quarterly Newsletter of the Laboratory of Comparative Human Cognition. – 1979. – №1. – P. 63–68.

48. Mindell J., Owens J. Pediatric Sleep: A Practical Guide: Diagnosis and Management of Sleep Problems. – Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins, 2003.

49. Nelson K. (Ed.) Narrative from the crib. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989.

50. Nelson K. Narrative and Self, Myth and Memory: Emergence of the Cultural Self // Autobiographical Memory and the Construction of a Narrative Self: Developmental and Cultural Perspectives / R. Fivush, C. A. Haden (Eds.). – Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 2003. – P. 3–28.

51. Nicolopoulou A. Childrens’ Storytelling: Towards an Interpretive and Sociocultural Approach // Storyworlds: A Journal of Narrative Studies. – 2011. – V. 3. – P. 25–48.

52. Olmedo I.M. Storytelling and Latino Elders: What Can Children Learn? // Many Pathways to Literacy: Young Children Learning with Siblings, Grandparents, Peers and Communities / Gregory E., Long S., Volk D. (Eds.). – New York: RoutledgeFarmer, 2004.

53. Ortiz R.W. Pivotal Parents: Emergent Themes and Implications on Father Involvement in Children’s Early Literacy Experiences // Reading Improvement. – 2001. – №38(2). – P. 132–144.

54. Partridge H.A. Helping Parents Make the Most of Shared Book Reading // Early Childhood Education Journal. – 2004. – № 32(1). – P. 25–30.

55. Peterson C., McCabe A. Developmental Psycholinguistics: Three Ways of Looking at a Child’s Narrative. – New York: Plenum, 1983.

56. Peterson C., McCabe A. Parental Scaffolding of Context in Children’s Narratives // Children’s Language / C.E. Johnson, J.H.V. Gilbert (Eds.). – Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1996. – Vol. 9. – P. 183–196.

57. Peterson C., Biggs M. “I Was Really, Really, Really Mad!” Children’s Use of Evaluative Devices in Narratives about Emotional Events // Sex Roles. – 2002. – 45. – P.801–825.

58. Reese E., Bird A., Tripp G. Children’s Self Esteem and Moral self: Links to Parent-child Conversations about Emotion // Social Development. – 2004. – №16. – P. 460–478.

59. Reese E. Maternal Coherence in the Adult Attachment Interview is Linked to Maternal Reminiscing and to Children’s Self Concept // Attachment and Human Development. – 2008. – №10. – P. 451–464.

60. Reese E., Sparks A., Leyva D. A Review of Parent Interventions for Preschool Children’s Language and Emergent Literacy // Journal of Early Childhood Literacy. – 2010. – № 10. – P. 97–116.

61. Sadeh A., Gruber R., Raviv A. Sleep, Neurobehavioral Functioning, and Behavior Problems in School-age Children // Child Development. – 2002. – №73. – P. 405–417.

62. Sadeh A.A. Brief Screening Questionnaire for Infant Sleep Problems: Validation and Findings for an Internet Sample // Pediatrics. – 2004. – №113. – P. 570–577.

63. Sadeh A., Mindell J.A., Luedtke K., et al. Sleep and Sleep Ecology in the First 3 Years : A Web-based Study // Journal of Sleep Research. – 2009. – №18. – P. 60–73.

64. Stein N.L., Albro E.R. Building Complexity and Coherence: Children Use of Goal-structured Knowledge in Telling Stories // Narrative development: Six approaches / M. Bamberg (Ed.). – Mahwah NJ: Lawrence Erlbaum Assoc, 1997.

65. Sullivan M. Why Johnny Won’t Read. – School Library Journal. – P. 36–39.

66. UNESCO Reflecting on Lifelong Learning Discourses and Practices across the World. – Hamburg: UNESCO Institute for Education, 2001.

67. Taylor D. Family Literacy; Young Children Learning to Read and Write. – Portsmouth, NH: Heinemann Educational Books, 1983.

68. Vygotsky L.S. Mind in society: The Development of Higher Psychological Processes. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978.

69. Vygotsky L. Thinking and Speech // The Collected Works of L.S. Vygotsky / R.W. Rieber, A.S. Carton (Eds.). – New York, Plenum Press, 1987.

70. Wan-Hsiang Chou (2009). Co-sleeping and the Importation of Picture Books about Bedtime // Children’s Literature in Education. – 2009. – Vol. 40 Issue 1. – P. 19–32.

71. Wheeler P. (1983) Context-related age changes in mothers’ speech: joint book reading // Journal of Child Language. – 1983. – V.10(1). – P.259–263.

72. White M., Epston D. Narrative Means to Therapeutic Ends. – New York: WW Norton, 1990.

73. White M., Morgan A. Narrative Therapy with Children and Their Families. – Adelaide, South Australia: Dulwich Centre Publications, 2006.

74. White M. Maps of narrative practice. NY: W. W. Norton.

75. Wolraich M., Dennis D., Drotar D., et al. Developmental-behavioral Pediatrics: Evidence and Practice. – Philadelphia, PA: Mosby Elsevier, 2007.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

cемейное чтение, детские нарративы, чтение перед сном, социо-эмоциональный психологический комфорт.