ISSN 1997-9657
       

Равные возможности для разных детей

№5 2009 Равные возможности для разных детей
Полный текст

– Мам, а ты сегодня подольше поработать можешь? – интересуется пятилетняя Лена, и, не дожидаясь вопроса, объясняет: – Мне в садике задержаться нужно.

Подобные диалоги в детском саду № 1921 Центрального административного округа Москвы не редкость. Дети ходят сюда с удовольствием, им здесь комфортно и уютно. Работники детского сада всегда доброжелательны и вежливы, никогда не повышают голос. Обстановка в группах напоминает домашнюю. Игрушки, мебель и даже оконные занавески – все тщательно подобрано и соответствует возрастным особенностям детей.

– У нас дети проводят достаточно много времени, – рассказывает заведующая детским садом № 1921 Элеонора Борисовна Волошина, – поэтому мы и стараемся сделать так, чтобы им было здесь интересно, чтобы они чувствовали себя как дома, общались, играли, узнавали новое.

Для Элеоноры Борисовны забота о детях не пустые слова, ее рабочий день начинается ранним утром и заканчивается поздним вечером, о таких говорят – живет на работе.

В детском саду функционируют четыре группы.

– Это оптимальный вариант, – объясняет Элеонора Борисовна, – я могу быть в курсе всех дел. У нас работают профессионалы, которым я полностью доверяю, но я считаю, что контроль необходим. Даже всех воспитанников стараюсь знать в лицо.

В детском саду открыта лекотека, где помощь получают дети с особенностями развития.

– Когда-то я работала в Институте педиат­рии, – вспоминает Э. Б. Волошина, – довелось увидеть столько несчастных мам, которые, столкнувшись со страшным диагнозом детей, рыдали, они просто не знали, куда обратиться и что делать: впадали в депрессию, некоторые начинали пить. Специалисты предлагали помощь, но за очень большие деньги – от полутора тысяч рублей в час. У многих таких денег попросту нет. Ребенок требует дополнительного ухода, нужны лекарства. В лекотеке помощь могут получить и дети, и родители. На мой взгляд, медработники, поставив ребенку диагноз, должны давать и адреса центров, куда можно обратиться. Дети с отклонениями в развитии имеют право на помощь. Специалисты должны определять их потенциал и давать рекомендации, развивать по мере возможности способности таких детей.

Для детей с ретинопатией в лекотеке созданы все необходимые условия: сенсорная комната, тренажерный зал, с детьми занимаются психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог, музыкальный руководитель.

Пятилетний Вова с мамой ходит на занятия всего два месяца, но успехи уже заметны.

– Он стал самостоятельнее, – рассказывая о достижениях сына, его мама Наталья не скрывает радости, дли них эти маленькие победы очень важны, – может сам одеться, пытается даже ботинки зашнуровывать. Конечно, внимание ему пока сложно удерживать – быстро переключается. Ему намного интереснее слушать звуки, например, как работает машинка, чем просто играть с ней. Но мы стараемся, занимаемся.

Наблюдая за занятиями, не перестаешь удивляться и восхищаться выдержкой, мудростью, терпением, с которыми педагоги и мамы занимаются с детьми с отклонениями в развитии.

Видя, как сложно малышу дается то или иное действие, возникает желание его пожалеть, дать возможность делать то, что он хочет, но педагоги умеют терпеливо переключать интерес, увлекать, побуждают выполнять задания, способствующие развитию различных способностей.

– Сын научился считать до пяти, – не без гордости говорит мама пятилетнего Андрея, – я стараюсь с ним как можно больше заниматься, вожу сюда на занятия. Хочется, чтобы он развивался разносторонне. Здесь ребенку нравится – это я замечаю по его реакции, да и ехать сюда он никогда не отказывается. Очень важно, что здесь учат и родителей, как играть с малышом, объясняют, что ему нужно, как найти подход, наладить отношения.

Останавливаться на достигнутом в детском саду № 1921 не собираются. В планах открытие инклюзивных групп. Сделать предстоит немало: найти специалистов, места для них, провести работу с родителями здоровых детей.

К сожалению, не все понимают, что общение детей с отклонениями в развитии с обычными детьми не только не вредит, но и идет на пользу и тем, и другим. Здоровые дети становятся отзывчивее, внимательнее, терпимее к другим, осознают, что не все в мире одинаковы и что относиться к ним нужно как к равным. Дети с отклонениями, которым очень важно общение со сверстниками, обретают большую самостоятельность, начинают сами себя обслуживать.

Замечено, что чем раньше дети начинают общаться, тем меньше проблем и конфликтов возникает. Обычно, когда в группу приходит ребенок с особенностями, часть детей его не замечает, часть боится. Через месяц-два дети привыкают, начинают общаться. Часто такие проблемы связаны с родителями, которые не сумели или не захотели объяснить ребенку, как нужно относиться к другим детям.

– Я объясняю родителям, – рассказывает Элеонора Борисовна Волошина, – что от беды не застрахован никто. К нам возят детей и мамы с Рублевки, и одинокие. Нельзя отворачиваться и не замечать детей, которые остро нуждаются в ласке, заботе, внимании. Для нас очень важно помогать детям с особенностями развития – сделать так, чтобы недуг не помешал ребенку расти и гармонично развиваться, чтобы не сузился мир вокруг него.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.