ISSN 1997-9657
       

Карпекина Н.И. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

№4 2008 Карпекина Н.И. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Фрагмент статьи

Изучение и развитие эмоций у ребенка имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающему. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению – через мимику, пантомимику, жесты, позы. При этом ребенок, опираясь на внешнее проявление тех или иных эмоций, пытается угадать смысл поведенческих реакций, настроение и многое другое, а также изменять свое поведение в зависимости от другого человека.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участ ники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.Занятия по развитию эмоциональных процессов, помимо изучения самих эмоций, несут в себе и другие важные характеристики психологического здоровья ребенка: развитие эмоциональной сферы, сплочение коллектива, развитие нравственности, ответственности, сопереживания другим людям, более тонкое чувствование внутреннего мира других людей, развитие творчества, внимания, самоконтроля и т.д.

Конспекты занятий по ознакомлению с эмоциями

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить детей с основными эмоциями: радость, грусть, удивление, горе, страх;
  • развивать умения передавать данные эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (мимика, жесты, пантомимика, художественные средства);
  • учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей; научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки);
  • помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев, печаль и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию;
  • способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка, сплочению коллектива;
  • формировать чувство ответственности, эмпатию, самоконтроль;
  • обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.

Организация занятий: Занятия проводятся с группой, состоящей из 10–12 человек, 1–2 раза в неделю. Длительность одного занятия — от 20 до 30 минут в зависимости от возраста детей. Для проведения занятий необходимо просторное помещение с ковровым (мягким) покрытием.

Правила проведения занятий

  • главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей;
  • не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа;
  • создайте условия для равноправного общения детей на занятии;
  • соблюдайте принципы психологической безопасности – упражнения и игры не должны пугать и настораживать детей;
  • малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься. Если вы с удовольствием готовитесь к этим занятиям, с удовольствием проводите их, то дети это обязательно заметят;
  • занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, закончите занятие;
  • каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе);
  • между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, закрепляя, таким образом, пройденный материал.

Методические приемы

  • беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами;
  • рассматривание иллюстративного материала;
  • чтение стихов, потешек, рассказывание сказок;
  • использование музыкальных средств;
  • словесные и подвижные игры;
  • рисование эмоций;
  • проигрывание этюдов.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.