ISSN 1997-9657
       

Уоллес Белл. Развитие мыслительных способностей (Статья из журнала EYE – Early Years Educator)

№2 2008 Уоллес Белл. Развитие мыслительных способностей (Статья из журнала EYE – Early Years Educator)
Фрагмент статьи

Каждый человек рождается с огромными потенциальными возможностями мозга, развивать которые необходимо с раннего детства. На физиологическом уровне все дендриты – нервные волокна, проводящие сигналы в мозг, готовы к восприятию информации, их необходимо активизировать с помощью внешних раздражителей, важно задействовать разные участки головного мозга, чтобы они работали быстро и слаженно.

В этой статье я хотела бы поделиться своими мыслями на данную тему с родителями, с нянями, со специалистами, занимающимися ранним развитием детей.

Мышление и чувства

Мышление и чувства неразделимы – мы лучше думаем, когда хорошо себя чувствуем. Спокойствие придает нам уверенности, мы готовы воспринимать новую информацию, испытывать новые ощущения и эмоции. Нет чувст ва без мысли и нет мысли без чувства. Мы, взрослые, часто говорим: «Я так беспокоюсь, что даже думать не могу».

Безопасная домашняя обстановка, увлекательные совместные игры, в ходе которых ребенок получает множество ярких новых впечатлений, активизируют деятельность сети нерв ных волокон в мозге. С раннего возраста не стоит забывать и о дисциплине, которая необходима детям. Учить тому, что есть правила хорошего поведения и что каждый имеет определенные права и обязанности, никогда не бывает слишком рано.

Родители – первые учителя, их влияние на малыша имеет огромное значение. Вместе с воспитателями и педагогами дошкольных учреждений они создают доброжелательную обстановку и обеспечивают наиболее благоприятные условия для умственного развития ребенка.

Время для общения

Общение играет в нашей жизни огромную роль. С помощью языка мы передаем чувства и эмоции, приводим в порядок мысли. Самый большой подарок, который мы можем преподнести детям, – уделять им как можно больше времени: общаться, играть. Разговоры на любые темы, обсуждение различных идей, ответы на бесконечные детские вопросы способствуют развитию речи малыша. Детский мозг активно подпитывается, получает пищу для размышлений, если мы постоянно общаемся с ребенком, разговариваем о том, что он может увидеть, попробовать, услышать, прикоснуться, понюхать.

Прогулки вдоль реки, морского побережья, по лесу, парку обеспечивают чудесную возможность для свежих впечатлений и ощущений. Дети знакомятся с окружающим миром, с новыми природными образами и звуками. Увлекательным и занимательным можно сделать даже посещение супермаркета. Взрослый должен заинтересовать ребенка, включить его в процесс. Здесь множество возможностей для дискуссий, игр. Советуйтесь с ребенком как с равным: загружать или не загружать тележку, что класть в первую очередь и т. д.

Телевизионные программы тоже можно использовать как источник стимулирования развития речи. Очень важно обсуждать с ребенком увиденное и услышанное. Телевидение предлагает пассивный путь поведения, оно не задает вопросы, не побуждает к активному отклику. Делать это должны взрослые: больше общаться с ребенком, играть, дискутировать.

Вопрос не в том, сколько денег мы тратим, а в том, сколько времени проводим, активно занимаясь с детьми. Несмотря на большую загруженность, занятость, важно организовать свое время таким образом, чтобы как можно больше уделять детям внимания, играть и общаться с ними.

Язык – основной инструмент познания

Язык – это не только средство общения, выражения мыслей, но и важнейший инструмент познания действительности. С его помощью формируются новые понятия, определяющие способ мышления. Выбор конкретных языковых средств оказывает влияние на структуру мышления и тем самым на процесс восприятия и воспроизведения действительности. Задача взрослых – обогатить речь детей, научить пользоваться основными языковыми средствами. Детям необходимо освоить огромное количество слов, чтобы научиться сравнивать и противопоставлять: «что-то больше, чем», «тяжелее, чем», «выше, чем», «быстрее, чем что-то еще».

Подобные языковые средства, побуждающие к мыслительной деятельности, являются основными инструментами, которые закладывают основы логического, научного и математического мышления. Проанализировав, какие средства необходимы детям, чтобы научиться складывать и вычитать, мы пришли к выводу, что они должны усвоить понятия «больше, чем» и «меньше, чем». Когда дети проводят простые эксперименты, в ходе которых они проводят какие-либо измерения, им необходимо усвоить такие понятия, как «длиннее, чем», «короче, чем», «тоньше, чем», «толще, чем».

Детям также важно научиться давать определения и приводить доказательства:

Это собака, потому что... – это кошка, потому что...
Это одинаково, потому что... – это разное, потому что...

Эти фразы являются основными для классификации предметов и объяснения причин. Чтение книг и беседы по картинкам важны не только для обучения чтению, но и для развития речевых и мыслительных инструментов, которые необходимы для получения представления о мире.

Предлоги

Важно, чтобы дети научились определять местонахождение предметов с помощью следующих выражений: «позади», «впереди», «в середине», «вверх тормашками», «вдоль», «поперек».

Подобные выражения позволяют детям воспринимать порядок в мире вещей и развивать мыслительные инструменты для рассуждений о пространстве, т. е. для понимания диаграмм, карт, планов и рисунков.

Невозможно представить попытку получить представление о плане, не используя такие слова, как: «над», «под», «внизу», «вверху».

Маленьким детям также необходимо усвоить языковые средства, используемые для выражения временных отношений: «первый», «следующий», «сначала», «затем», «последний», «вчера», «сегодня», «завтра».

Эти слова необходимы для последовательного мышления, упорядочивания мыслей, а также для планирования очередности событий. Невозможно рассказать историю, не употребляя слов, определяющих последовательность действий. Например: «Сначала великан заглянул в комнату, чтобы посмотреть, есть ли там кто-нибудь, затем достал кошелек с золотом из кармана и положил на стол. Потом медленно и тщательно пересчитал все монеты и, наконец, улыбнулся широкой улыбкой, потому что у него теперь были деньги, которые он должен был заплатить».

Когда мы соединяем предложения, логически выстраиваем мысли, чтобы сделать речь связной, то используем слова: «но», «иногда», «никогда», «всегда».

Эти языковые средства лежат в основе способности аргументировать и дискутировать. Например, рассказывая о правилах поведения на игровой площадке, ребенок должен так научиться формулировать свои мысли: «Мы всегда играем на детской площадке, но никогда не убегаем за ее пределы, потому что находиться на дороге опасно».

Вопросы

Основные вопросительные слова: «что»,«когда», «где», «как». И самый важный – «почему» Эти вопросы являются ключами любознательности, заставляют детский мозг размышлять, искать объяснения.

Обширный словарный запас дает детям возможность научиться формулировать свои мысли, идеи, давать описания и определения.

Речь детей должна постоянно развиваться, когда они играют, разговаривают, идут в супермаркет, на прогулку, убирают на кухне, моделируют, вырезают, клеят, рисуют.

Все дети рождаются с уникальным потенциалом, который необходимо развивать. Детский мозг активно развивается во время практической деятельности, когда с ребенком разговаривают о том, что произошло, вовлекая при этом все чувства.

Обучение решению проблем

С развитием речи тесно связан процесс моделирования решения проблем. Дети – юные ученики, прекрасные имитаторы, они копируют все, что делают и говорят их родители, няни, воспитатели. Дети считают взрослых сильными и даже всемогущими, и неизбежно копируют их речь, поведение, манеры. Как еще по-другому они могут учиться? Если мы хотим узнать, какие мы родители, воспитатели, то должны просто посмотреть на то, как ведут себя наши дети дома и в классе.

Таким образом, взрослые должны показывать детям, как нужно решать проблемы, выходить из сложных ситуаций, учить их необходимым для этого языковым средствам. Мы всегда должны помнить, что мозг имеет огромный потенциал для решения сложных проблем и что все дети могут улучшить свои мыслительные способности. Способности мозга к решению проблем не зафиксированы раз и навсегда.

Полный текст стать читайте в журнале «СДО».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.