Развитие отечественной системы эстетического воспитания: традиции и современность

№5 2013 Развитие отечественной системы эстетического воспитания: традиции и современность
Фрагмент статьи

Как научить ребенка умению ценить прекрасное, пониманию искусства, самому творить, выражать себя. На эти и другие вопросы попытались ответить участники круглого стола «Развитие отечественной системы эстетического воспитания: традиции и современность», организованного на общеинститутской кафедре эстетического воспитания Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ.

Вели круглый стол Ирина Николаевна Курочкина, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания ИППО МГПУ, и Елена Александровна Дубровская, кандидат педагогических наук, профессор, зам. зав. кафедрой эстетического воспитания ИППО МГПУ по научной работе.

В работе круглого стола приняли участие ученые, преподаватели высшей школы и средних профессиональных педагогических учреждений, учителя-практики, аспиранты, студенты.

Е.А. Дубровская:

– Нам хорошо известны имена Писарева, Чернышевского, Добролюбова. Все они по-разному занимались проблемой эстетического воспитания. Сегодня много можно говорить о том, какое искусство нужно детям, насколько оно должно быть связано с действительностью. Чернышевский в диссертации «Эстетические отношения искусства и действительности» поднял эти вопросы. Он ставил действительность выше искусства. Работа Чернышевского вызвала много споров, появились размышления Л. Н. Толстого. «Чувства, самые разнообразные, очень сильные и очень слабые, очень значительные и очень ничтожные, очень дурные и очень хорошие, если только они заражают читателя, зрителя, слушателя, составляют предмет искусства», – писал Л. Н. Толстой. Действительно ли это так? Критика часто трактует это высказывание с позиции «хорошо – плохо». То есть если в книге описывается что-то плохое, то это явление не может быть предметом искусства. Кто здесь прав? С одной стороны, мы знаем, что книга – учебник жизни, как и театр или кино. Но что там должно быть отражено, когда это становится искусством?

Интересна точка зрения Плеханова, который поддерживал позиции Толстого, но говорил, что, когда писатель пишет о каких-то неэстетических вещах, это не предмет искусства, а бытописание. В эстетике есть категории «прекрасное» и «безобразное». Я бы заменила слово «безобразное» на «антипрекрасное», потому что оно несет в себе много негатива, и ребенку я это слово не могу сказать.

Л. С. Выготский предлагает рассмотреть эту проблему с точки зрения психолога. В его работе «Психология искусства» показывается, когда жизнь становится искусством. Выготский цитирует драматурга гетевской эпохи Франца Грильпарцера: «Искусство относится к жизни, как вино к винограду, ибо берет материал из нее, но дает сверх него нечто такое, что в свой­ствах самого материала еще не содержится».

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО".

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.