ISSN 1997-9657
       

Авторский коллектив ГОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2558», г. Москва. Система и методика использования информационно-коммуникационных технологий для развития ведущих сфер личности ребенка в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ

№4 2011 Авторский коллектив ГОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2558», г. Москва. Система и методика использования информационно-коммуникационных технологий для развития ведущих сфер личности ребенка в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ
Фрагмент статьи

Авторский коллектив ГОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2558», г. Москва:

  • И.Л. Туйчиева, заведующий, заслуженный учитель РФ;
  • К.Ю. Белая, кандидат педагогических наук, научный руководитель экспериментальной площадки (ЭП);
  • А.Ю.Кремлева, кандидат психологических наук, научный консультант ЭП;
  • О.Н.Горницкая, руководитель структурного подразделения;
  • Г.Б. Логинова, руководитель психолого-педагогической службы;
  • Л.П. Смирнова, старший воспитатель, педагог дополнительного образования по компьютерному творчеству;
  • Е.А. Азова, учитель-логопед;
  • Е.В. Хрестина, старший воспитатель;
  • Н.Ю. Скворцова, педагог-психолог, педагог дополнительного образования по компьютерному творчеству;
  • А.Ю. Барышникова, старший воспитатель, педагог дополнительного образования по компьютерному творчеству;
  • С.М. Ермакова, педагог-психолог;
  • Л.Е. Комиссарова, музыкальный руководитель

В нашем учреждении накоплен большой опыт работы в направлении использования ИКТ в системе воспитательно-образовательной работы. С 2006 г. на базе учреждения ведется научно-практическая экспериментальная работа под научным руководством К. Ю. Белой по проблемам: «Использование новых информационных и компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста», «Разработка программно-методического обеспечения для организации воспитательно-образовательного процесса с использованием современных информационных технологий в ДОУ».

Педагогическим коллективом учреждения была разработана и внедрена система использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ для решения основных программных задач дошкольного образования, сформулирована методика для развития ведущих сфер личности ребенка с помощью ИКТ.

Основной методологический принцип системы заключается в комплексном подходе к внедрению ИКТ в педагогический процесс.

Основной целью проведения воспитательно-образовательного процесса с использованием ИКТ становится решение конкретных программных задач, определяемых в каждой образовательной области по направлениям и видам деятельности. Важную роль играет создание библиотеки компьютерных программ, систематизированных по темам в соответствии с решаемыми задачами образовательных областей. Программно-методические компьютерные комплексы и программы выступают в данном случае в качестве дидактического информационного пособия.

Педагогический процесс детского сада должен быть организован таким образом, чтобы каждый участник мог применять ИКТ в практической работе с детьми. Так, например, педагог дополнительного образования может использовать их в компьютерном классе для проведения занятия по выбранному виду деятельности: изобразительной, познавательно-исследовательской, математической и др. Специалист может использовать ИКТ фрагментарно в проводимой с детьми деятельности: музыкальной, театрализованной, логопедической, психолого-педагогической и др. Воспитатель может активизировать воспитательно-образовательную работу с детьми с помощью ИКТ и тематических дидактических информационных пособий: беседа о Великой Отечественной войне, Дне космонавтики и др.

При таком подходе информационные технологии выступают в качестве средства развития ребенка по основным направлениям (линиям развития): социально-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической; для формирования психических процессов раскрытия индивидуальных и творческих способностей детей. ИКТ становятся помощниками в активизации и оптимизации педагогиче­ского процесса.

Организационные подходы предполагают тесное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, воспитателей, специалистов, родителей. Каждый участник процесса решает общие задачи своим средствами. Так, например, воспитатель занимается с детьми по основным направлениям в рамках образовательных областей: художественное творчество, познание, чтение художественной литературы и др., а педагог дополнительного образования на компьютерных занятиях решает аналогичные образовательные задачи средствами информационных технологий. Такая организация педагогического процесса дает высокие результаты в развитии детей, формирует у них целостное восприятие окружающего ми­ра, в котором современные ИКТ становятся помощником в реализации индивидуальных творче­ских способностей каждого ребенка.

Основная идея методики заключается в гармоничном соединении ИКТ с традиционными средствами развития ребенка, формами и методами организации педагогического процесса, направленного на реализацию программно-методических задач дошкольного образования.

Комплексная система использования ИКТ в педагогическом процессе предполагает использование технологий во всех областях детской деятельности в качестве современного технического средства воспитания и образования детей (ТСО).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.