ISSN 1997-9657
       

Реализация ФГОС дошкольного образования: от теории к практике

№4 2016 Реализация ФГОС дошкольного образования: от теории к практике
Аннотация

Московская педагогическая академия дошкольного образования совместно с издательством «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», при участии ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», при поддержке Общественной палаты Российской Федерации провели научно-практическую конференцию «Реализация ФГОС ДО». В работе научно-практической конференции приняли участие практики – педагоги дошкольных образовательных организаций.

Полный текст

С докладом «Этика взаимодействия педагога и ребенка» выступил доктор психологических наук, профессор Н. Е. Веракса, ректор АНО ВПО «Московская педагогическая академия дошкольного образования», главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика».

Докладчик акцентировал внимание на том, что в педагогической науке появился термин «партиципация» – новая форма взаимодействия ребенка и взрослого, основная идея которой – ребенок и взрослый должны быть равными партнерами по взаимодействию. Система шкал ECERS сделана исходя из этой логики.

Такой подход к взаимодействию педагогов и детей вызвал оживленную дискуссию, в которой приняли участие, и докладчик, и слушатели.

Педагогам хотелось непременно узнать, как эти принципы реализовать на практике. Э.М. Дорофеева, генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»:

– Задача педагога в том и состоит, чтобы заинтересовать ребенка и простимулировать его к тем действиям, которые нужны педагогу.

Н.Е. Веракса:

– В исследованиях Кайли Смит детям задавали вопрос «Когда они чувствуют себя в безопасности?». И оказалось, что в безопасности дети чувствуют себя, когда они находятся в запертой на ключ комнате и когда они уверены, что замок крепкий. Это говорит о том, что взрослый спроецировал все свои страхи на ребенка, и ребенок следует взрослому.

Кайли Смит также исследовала вопрос, откуда берется насилие. Выяснилось, что большая часть случаев насилия над детьми – семейные. Получается, что мы как бы закрываем дверь ребенку в мир взаимодействия с людьми. Ребенок на других людей смотрит как на агрессоров.

Этот выбор делается не только относительно безопасности, но и относительно понимания многих вещей, которые нас окружают. Приведу пример проектной деятельности. Как она обычно организуется? Воспитатель говорит: дети, сейчас зима, птички голодные, давайте сделаем для них кормушки. А как надо было бы делать, если мы считаем, что партиципация – это тот принцип, на основе которого нужно выстраивать взаимодействие с ребенком? Можно было сказать: дети, сейчас зима и птички голодные, что нам делать?

Важно организовывать проектную деятельность именно как поддержку инициативы ребенка, потому что инициатива детей потом становится совершенно фантастической. Масштабы детской картины мира несопоставимы с масштабами взрослого.

Новая этика взаимодействия взрослого с ребенком – поддержать ребенка и не законсервировать его, чтобы он мог продвигаться, чувствовал себя инициативным, способным реализовать то, что ему интересно.

Педагогам важно задуматься, как они взаимодействуют с детьми. Думаю, что большинство воспитателей не задает детям вопрос: а чем бы вы хотели сегодня заниматься. В системе ECERS одна из фундаментальных позиций по отношению к детям заключается в том, насколько педагог поддерживает детскую инициативу в организации образовательного процесса. Не задавать вопрос, что вы, дети, хотите рисовать, цветочек или вазочку, а ставить вопрос шире – чем вы хотите заниматься.

Сейчас начинает формироваться новая этика. Мы включены в мировой процесс. Дошкольное образование давно стало международным процессом, а не достоянием отдельной страны. Появляются новые контексты и новые методы работы с детьми.

Существует иллюзия, что если мы ребенка любим, то этого достаточно. Но нужно еще ребенка и уважать как равного партнера.

Такая система отношений с ребенком как с партнером для педагогов кажется не совсем понятной. Вызывают вопросы многие режимные моменты. Например, как взаимодействовать специалистам – педагогам, логопедам с ребенком, у которого есть определенные проблемы речи. Как сказывается в этом случае этика взаимоотношений и как должна складываться работа?

Н.Е. Веракса:

– Нужно смотреть на ситуацию без всякой истории, а здесь и сейчас. У вас 30 детей, сменщик заболел, как быть? Согласно ФГОС ДО, каждое дошкольное учреждение имеет основную образовательную программу, которая является изобретением данного учреждения и данного педагога, он несет за нее ответственность. Педагог должен быть рефлексивен, он должен понимать, почему он именно эту программу взял, это зона его индивидуальной ответственности.

Теперь что касается этики. Проблема заключается в том, что этика не выдумывается каждый раз заново. Она или есть, или ее нет. Ваш стиль общения с ребенком уже выработан и этически оправдан. Не думаю, что за одну встречу с ребенком вы его поменяете. Это длительный процесс. Если вы встречаетесь с ребенком только в эти минуты, а заранее не готовите его к встрече, то все довольно сложно.

Подводя итоги беседы, К.Ю.Белая, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заметила:

– На подобные конференции педагоги собираются, чтобы услышать то новое, что существует сегодня в организации, педагогике, этике взаимоотношений. За один день можно узнать, на что нужно обратить внимание. Но технологию работы внутри детского сада педагоги вырабатывают сами. Нормативные документы дают педагогам огромные полномочия. Нужно читать литературу и постоянно заниматься самообразованием.

Важно понять, что сегодня компетенция воспитателя – самого главного человека в детском саду – формируется с двух сторон: с одной стороны зависит от желания педагога – как он хочет, чтобы компетенция развивалась, с другой стороны зависит от того нового, что они узнали и могут внедрить и изменить в рамках своей компетенции.

От редакции. На конференции были подняты важные вопросы реализации ФГОС дошкольного образования, системы взаимоотношений между взрослым и ребенком. Приглашаем читателей поделиться опытом, рассказать, как изменилась ваша работа после введения ФГОС ДО, какие возникают проблемы и как удается их решать.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.