23–25 апреля 2015 года в Москве состоялся крупнейший международный форум, посвященный психологии и педагогике дошкольного детства – IV Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Участники Конференции особо отмечали тот факт, что участие в международных конференциях необходимо и крайне полезно всем специалистам дошкольного образования, так как способствует профессиональному и личностному росту, заставляет по новому взглянуть на свою работу, дает толчок к творчеству, позволяет познакомиться с зарубежным опытом. Однако большинство работников сферы дошкольного образования не могут участвовать в зарубежных конференциях, так как не владеют английским языком, да и с материальной точки зрения не могут позволить себе этого. Поэтому так важна для российского дошкольного образования данная Конференция, так как она организуется на самом высоком международном уровне, с привлечением ведущих отечественных и большого количества зарубежных специалистов, и что особенно важно, все заседания сопровождаются синхронным переводом.
По результатам работы Конференции были выработаны рекомендации, нацеленные на обновление и развитие системы дошкольного образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, расширение международного сотрудничества, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.
Участники Конференции считают необходимым:
1. Отметить, что в условиях современного быстро меняющегося мира организация качественного дошкольного образования является важнейшей предпосылкой для обеспечения будущего человечества.
2. Подчеркнуть, что образование детей младшего возраста должно быть основано на Конвенции ООН о правах ребенка.
3. Признать необходимым формирование общего научно-исследовательского пространства в области дошкольного образования России, стран СНГ, дальнего зарубежья; развивать механизмы сотрудничества, направленные на подготовку и продвижение перспективных совместных проектов, в том числе продолжить практику проведения международных конференций, добиваться роста участия в них зарубежных специалистов.
4. Содействовать обмену опытом и распространению передовых технологий в сфере дошкольного образования, активно внедрять лучшие отечественные и международные практики, в том числе обобщить опыт регионов, представленный на Конференции.
5. Признать, что в условиях глобализации обсуждение проблем межкультурного взаимодействия является необходимым для научных форумов, посвященных проблеме детства.
6. Отметить, что создание современной эффективной и безопасной образовательной среды дошкольной организации является одним из определяющих условий при работе по любым программам дошкольного образования. В связи с этим признать необходимым:
• реализовать концепцию создания развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО;
• содействовать созданию руководств по организации современной развивающей образовательной среды, учитывающих видовые, этнокультурные и региональные особенности дошкольных организаций;
• проводить работу по организации межведомственного взаимодействия для реализации современных образовательных пространств, ориентированных на ребенка.
7. Рассматривать в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования, переход от директивных методов в общении с детьми к педагогике сотрудничества, а в качестве основополагающих целей – развитие в детях самостоятельности, ответственности, инициативности, желания обучаться, уверенности в своих силах, умения сотрудничать, доброжелательности.
8. Отметить, что в современных условиях в вопросах содержания дошкольного образования особое внимание следует уделять:
• развитию всех видов игровой деятельности;
• организации исследовательской и проектной деятельности в детском саду;
• общеэстетическому развитию детей, приобщению к различным видам искусства, воспитанию эстетического и эмоционального восприятия;
• нравственному развитию, воспитанию патриотических чувств, любви к Родине;
• формированию у детей с самого раннего возраста интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
9. Признать, что для сохранения здоровья и физического развития ребенка-дошкольника необходимо:
• разработать современные парциальные программы по физическому воспитанию дошкольников с учетом дифференцированного подхода к уровню здоровья и физической подготовленности дошкольников;
• разработать критерии развивающего оценивания качества образования в области физической культуры, учитывающие единство физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья;
• расширить спектр дополнительных образовательных услуг для детей дошкольного возраста;
• рассмотреть возможность проведения занятий по физической культуре не воспитателями групп, а специалистами в области физического воспитания дошкольников;
• оказывать педагогическую поддержку родителям в вопросах физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста; расширить спектр форм педагогического взаимодействия инструктора по физической культуре с семьей в условиях ДОО.
10. Отметить необходимость последовательного решения задач инклюзивного и коррекционного образования, в том числе:
• разработать примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для детей глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи (ФФНР, ОНР, заикание), нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, с множественными дефектами и др.;
• предусмотреть возможность организации и проведения курсов повышения квалификации по разработке и реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи (ФФНР, ОНР, заикание), нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, с множественными дефектами и др.;
• разработать концепцию формирования индивидуальных маршрутов сопровождения в области физической культуры для детей с ОВЗ.
11. В вопросах оценки качества дошкольного образования:
• считать первоочередной задачей оценки качества ее поддерживающую функцию, не допускать превращение оценки качества в средство контроля за работой системы дошкольного образования;
• создать систему оценки качества, соответствующую ФГОС ДО, разработать необходимый инструментарий;
• содействовать формированию эффективно действующей системы рейтингов образовательных организаций, способствующих решению административных и управленческих задач.
12. В области педагогического образования и повышения квалификации:
• необходимо качественно изменить существующие программы и методики подготовки педагогических кадров в сторону большей интерактивности, практико-ориентированности, соответствия современным требованиям ФГОС и стандарту педагога.
• обратить внимание на то, чтобы в программах подготовки педагогов был сделан акцент на рефлексии собственной деятельности и научном обосновании эффективности выбранных методов, чтобы будущим педагогам было понятно, чему и как учить детей, как можно повлиять на формирование детского мышления, почему именно этим путем следует идти;
• отметить, что основными задачами педагога становится умение направлять внимание и интерес детей к деятельности, которая поддерживает их способности, умение слушать и слышать ребенка, общаться с детьми, поддерживать их инициативу; умение развивать и поддерживать детскую игру;
• отметить необходимость повышать уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, их общекультурную образованность, приобщать их к различным видам искусства, в том числе к художественной литературе, как виду искусства.
Участники Конференции, отмечая важность ее проведения на регулярной основе, выражают уверенность, что рекомендации, выработанные по результатам работы Конференции и изложенные в Итоговом документе, будут содействовать реализации ФГОС ДО, развитию дошкольного образования как в России, так и за рубежом, способствовать укреплению международного сотрудничества, последовательному развитию интеграционных процессов, помогут обеспечить выход российского дошкольного образования на качественно новый уровень развития.
Ваша корзина пуста