ISSN 1997-9657
       

Рекомендации участников IV Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»

№6 2015 Рекомендации участников IV Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение  детей младшего возраста»
Аннотация

23–25 апреля 2015 года в Москве состоялся крупнейший международный форум, посвященный психологии и педагогике дошкольного детства – IV Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Участники Конференции особо отмечали тот факт, что участие в международных конференциях необходимо и крайне полезно всем специалистам дошкольного образования, так как способствует профессиональному и личностному росту, заставляет по новому взглянуть на свою работу, дает толчок к творчеству, позволяет познакомиться с зарубежным опытом. Однако большинство работников сферы дошкольного образования не могут участвовать в зарубежных конференциях, так как не владеют английским языком, да и с материальной точки зрения не могут позволить себе этого. Поэтому так важна для российского дошкольного образования данная Конференция, так как она организуется на самом высоком международном уровне, с привлечением ведущих отечественных и большого количества зарубежных специалистов, и что особенно важно, все заседания сопровождаются синхронным переводом.

По результатам работы Конференции были выработаны рекомендации, нацеленные на обновление и развитие системы дошкольного образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, расширение международного сотрудничества, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.

Полный текст

Участники Конференции считают необходимым:

1. Отметить, что в условиях современного быстро меняющегося мира организация качественного дошкольного образования является важнейшей предпосылкой для обеспечения будущего человечества.

2. Подчеркнуть, что образование детей младшего возраста должно быть основано на Конвенции ООН о правах ребенка.

3. Признать необходимым формирование общего научно-исследовательского пространства в области дошкольного образования России, стран СНГ, дальнего зарубежья; развивать механизмы сотрудничества, направленные на подготовку и продвижение перспективных совместных проектов, в том числе продолжить практику проведения международных конференций, добиваться роста участия в них зарубежных специалистов.

4. Содействовать обмену опытом и распространению передовых технологий в сфере дошкольного образования, активно внедрять лучшие отечественные и международные практики, в том числе обобщить опыт регионов, представленный на Конференции.

5. Признать, что в условиях глобализации обсуждение проблем межкультурного взаимодействия является необходимым для научных форумов, посвященных проблеме детства.

6. Отметить, что создание современной эффективной и безопасной образовательной среды дошкольной организации является одним из определяющих условий при работе по любым программам дошкольного образования. В связи с этим признать необходимым:

• реализовать концепцию создания развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО;

• содействовать созданию руководств по организации современной развивающей образовательной среды, учитывающих видовые, этнокультурные и региональные особенности дошкольных организаций;

• проводить работу по организации межведомственного взаимодействия для реализации современных образовательных пространств, ориентированных на ребенка.

7. Рассматривать в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования, переход от директивных методов в общении с детьми к педагогике сотрудничества, а в качестве основополагающих целей – развитие в детях самостоятельности, ответственности, инициативности, желания обучаться, уверенности в своих силах, умения сотрудничать, доброжелательности.

8. Отметить, что в современных условиях в вопросах содержания дошкольного образования особое внимание следует уделять:

• развитию всех видов игровой деятельности;

• организации исследовательской и проектной деятельности в детском саду;

• общеэстетическому развитию детей, приобщению к различным видам искусства, воспитанию эстетического и эмоционального восприятия;

• нравственному развитию, воспитанию патриотических чувств, любви к Родине;

• формированию у детей с самого раннего возраста интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

9. Признать, что для сохранения здоровья и физического развития ребенка-дошкольника необходимо:

• разработать современные парциальные программы по физическому воспитанию дошкольников с учетом дифференцированного подхода к уровню здоровья и физической подготовленности дошкольников;

• разработать критерии развивающего оценивания качества образования в области физической культуры, учитывающие един­ство физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья;

• расширить спектр дополнительных образовательных услуг для детей дошкольного возраста;

• рассмотреть возможность проведения занятий по физической культуре не воспитателями групп, а специалистами в области физического воспитания дошкольников;

• оказывать педагогическую поддержку родителям в вопросах физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста; расширить спектр форм педагогического взаимодействия инструктора по физической культуре с семьей в условиях ДОО.

10. Отметить необходимость последовательного решения задач инклюзивного и коррекционного образования, в том числе:

• разработать примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для детей глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи (ФФНР, ОНР, заикание), нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, с множественными дефектами и др.;

• предусмотреть возможность организации и проведения курсов повышения квалификации по разработке и реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи (ФФНР, ОНР, заикание), нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, с множественными дефектами и др.;

• разработать концепцию формирования индивидуальных маршрутов сопровождения в области физической культуры для детей с ОВЗ.

11. В вопросах оценки качества дошкольного образования:

• считать первоочередной задачей оценки качества ее поддерживающую функцию, не допускать превращение оценки качества в средство контроля за работой системы дошкольного образования;

• создать систему оценки качества, соответствующую ФГОС ДО, разработать необходимый инструментарий;

• содействовать формированию эффективно действующей системы рейтингов образовательных организаций, способствующих решению административных и управленческих задач.

12. В области педагогического образования и повышения квалификации:

• необходимо качественно изменить существующие программы и методики подготовки педагогических кадров в сторону большей интерактивности, практико-ориентированности, соответствия современным требованиям ФГОС и стандарту педагога.

• обратить внимание на то, чтобы в программах подготовки педагогов был сделан акцент на рефлексии собственной деятельности и научном обосновании эффективности выбранных методов, чтобы будущим педагогам было понятно, чему и как учить детей, как можно повлиять на формирование дет­ского мышления, почему именно этим путем следует идти;

• отметить, что основными задачами педагога становится умение направлять внимание и интерес детей к деятельности, которая поддерживает их способности, умение слушать и слышать ребенка, общаться с детьми, поддерживать их инициативу; умение развивать и поддерживать детскую игру;

• отметить необходимость повышать уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, их общекультурную образованность, приобщать их к различным видам искусства, в том числе к художественной литературе, как виду искусства.

Участники Конференции, отмечая важность ее проведения на регулярной основе, выражают уверенность, что рекомендации, выработанные по результатам работы Конференции и изложенные в Итоговом документе, будут содействовать реализации ФГОС ДО, развитию дошкольного образования как в России, так и за рубежом, способствовать укреплению международного сотрудничества, последовательному развитию интеграционных процессов, помогут обеспечить выход российского дошкольного образования на качественно новый уровень развития.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.